Понедельник, 06.05.2024, 19:59
Приветствую Вас Гость | RSS

 
И. А. ШУТОВ (ShutovIA)
Странствия, Стихи, Суждения, Резоны

Каталог статей

Главная » Статьи » » ДЕ ОРБИ, УРБИ, ПОПУЛИ...

О природе экономического кризиса. Цивилизация как фактор общей эволюции материального мира
О природе экономического кризиса.
 
Рассмотреть этот вопрос побуждает настойчиво внедряемый в массовое сознание некоторыми СМИ тезис, что для преодоления кризиса, или смягчения его последствий, необходима всевозможная экономия средств или, иными словами, уменьшение расходов на потребление. С приведением трогательных примеров из жизни персон, принадлежащих к сливкам общества. Позволю себе не только не согласиться с подобными рецептами, но и доказать их абсурдность тем, для кого она не очевидна. Ведь кризис-то и возник по причине падения потребления, так как же можно преодолеть его, снижая потребление и дальше? Это путь не к выходу из кризиса, а к полному экономическому коллапсу. Необходимо не ограничивать, а всячески поощрять потребление всех видов продукции массового спроса, что оживит ее производство. Но отчего же упал спрос? От сокращения реальной покупательной способности населения, массового потребителя. Все помнят брюссельский марш пустых кастрюль, прошедший как раз в преддверии кризиса. Общеизвестны также материалы изданий, публикующих рейтинги богатейших людей мира а также, что нам особенно интересно в контексте рассматриваемого вопроса, темпы роста их состояний. По итогам 2007 года этот рост оказался до неправдоподобия стремительным. Его вопиющее несоответствие реальному приросту производства свидетельствовало о крайне тревожных тенденциях в мировой экономике, чреватых, при непринятии экстренных мер, катастрофическим обвалом. Меры приняты не были, и обвал произошел.
 Давайте обратимся к Марксу, к его теории прибавочной стоимости и особенно  принципам  распределения этой стоимости среди участников производственного процесса. В своей работе «Физика социума», в значительной части построенной как критика марксистских подходов, автор этих строк указывал на однобокость позиции Маркса, не рассматривающего никоего иного варианта распределения прибыли, кроме как присвоения ее собственником средств производства в ущерб собственнику рабочих рук, наемному работнику. Хотя дисбаланс возможен как в ту, так и в другую сторону. Так вот, ныне мы имеем сомнительное удовольствие лицезреть марксов вариант распределения прибавочной стоимости в его, так сказать, классическом виде: массы, которым не хватает средств на удовлетворение насущных потребностей, устраивают марши пустых кастрюль, а олигархи, саккумулировавшие непомерные средства в своих руках, спекулятивно взвинчивают цены: на предметы роскоши, опирающиеся на ничтожный сектор  рынка труда; на акции предприятий, раздувая тем самым тот мыльный пузырь, который неизбежно лопнет. То есть, средства, которые будучи отданы в руки массового потребителя обеспечили бы массовый спрос и соответствующую динамику производства, фактически омертвляются. Кровь экономики накапливается и обращается вхолостую в этаких противоестественных образованиях в то время, как весь экономический организм испытывает острую анемию. И то, что кризис начался из банковской сферы, весьма показательно: вместо того, чтобы более адекватно распределить прибыль, собственник, имея в виду обобщенное определение фигуранта экономического процесса, предлагает деньги взаймы. Это создает обманчивое впечатление повышения покупательной способности, одновременно формируя потенциальную лавину долговых обязательств. Когда все начинают жить в долг, случайный ничтожный толчок, обрушающий эту лавину, неизбежен по законам теории вероятности.  Вообще говоря, жизнь взаймы – это уже авантюризм сам по себе, зачастую переходящий в откровенное шаромыжничество. Правило крепкого, уважающего себя хозяина – жить на свои деньги, не опускаясь до отрицательного сальдо. Но, с другой стороны,  дух предпринимательства, без которого невозможен прогресс, органически содержит элемент здорового авантюризма. Видно, не зря эти мудрые дети древности эллины уполномочили Гермеса опекать и предприимчивость, и воровство…
 Тем не менее, любое зло,  уж коль скоро оно неизбежно, можно обратить в пользу. Было бы желание. Особенно, если механизмы, позволяющие управлять рассмотренными процессами, известны. Например, оптимальность распределения дохода регулируется установлением научно обоснованных тарифов, максимально допустимой разницы между наибольшей и наименьшей зарплатой, прогрессивным подоходным налогом. В сфере банковской деятельности может быть установлен предел, увязывающий максимально разрешенный совокупный объем выданных кредитов с уставным капиталом конкретного банка, и т. п. Главное – чтобы власть, в собирательном понимании этого слова, была состоятельной, дееспособной и беспристрастной, т. е.,  чтобы она была подлинным инструментом народовластия, а не прислужницей привилегированных социальных слоев.
 
Янв. – март 2009
 

P. S. Целью настоящей работы являлось изложение принципов рациональной организации функционирования экономического организма общества, или обобщенно, человечества. Освещение данной деятельности в контексте общей эволюции материи выходило за рамки поставленной задачи. Но с учетом стремительно возрастающего влияния антропогенного фактора на ход таковой в пределах – пока, и думается, вообще – планеты Земля, в практической плоскости проявляющегося в нарастающем давлении на окружающую среду, имеет смысл хотя бы тезисно, схематично обозначить природу этого влияния. Итак:

 

Цивилизация как фактор общей эволюции материального мира

 

До возникновения цивилизации, да и на протяжении длительного времени ее развития, эволюция вещества и его круговорот в природе, имея ввиду не так физическую его форму вроде круговорота воды, как циклы химических превращений, были естественными. Взявшись создавать искусственным путем новые материалы – антропогенное вещество – человечество вмешалось в этот процесс. Воздержимся от хлестких эпитетов вроде «грубо», хотя они вполне уместны, если вести речь о мерах по сдерживанию – хотя бы – этого фактора. Но речь сейчас не о физических его проявлениях. Они – лишь видимая часть айсберга. Речь о его метафизической сущности. Однако, поскольку это сфера абстракций и мистики (которая, тем не менее, определяющим образом влияет на материальное бытие), вернемся к надводной его части, где есть возможность оперировать физическими понятиями и количественными характеристиками. Итак, в естественном круговороте вещества стал заметен круговорот вещества антропогенного. По эволюционным меркам его доля нарастает лавинообразно. На природу накатывает цунами этого вещества, причем круговоротом это назвать трудно, поскольку в массе своей оно неразложимо. Медленно, со скрипом, человечество начинает реагировать на надвигающуюся катастрофу. Ограничивает выбросы парниковых газов. Пытается ограничить производство пластика. Но что делать с уже произведенным и перетершимся в микрочастицы, которые от этого не стали менее гибельными, и в отличие от газов не переработаются круговоротом и не рассеются в космос? Фильтровать мировой океан? А почвы, пропитанные этими частицами? Мир заваливают лысыми автопокрышками. А истертые в какую-то тончайшую субстанцию протекторы, это тоже не испаряется и не рассеивается.. И теперь взглянем на мировую экономику не с позиций эффективного и ритмичного ее функционирования в соответствии с законами политэкономии, а с точки зрения оестествления и оживления круговорота антропогенного вещества. Ответ столь же ясен, сколь и труднореализуем. Но представим, что человечество полностью исключило из обихода неразлагающиеся материалы. И оживился круговорот вещества, окружающая среда оздоровилась, а экономику мы оживили методами, изложенными выше.. Антропогенный круговорот возобладал над круговоротом естественным. Но снова: эта интенсификация природного хозяйства тоже лишь физическая часть айсберга, метафизическая сущность которого – ускорение эволюционного метаболизма. То есть, ускоренная выработка жизненного ресурса. Которая для общего хода эволюции есть то же что и фактор искусственного вещества в эволюции вещества естественного. Так что же – к истокам, в шалаши, как проповедуют некоторые? Это называется эволюционная деградация. Но она, даже если кто-то и уповает на нее как на панацею, есть удел кучек энтузиастов, но не цивилизации в целом, поскольку эволюция необратима. Это объективная данность, закон. Над метафизикой человечество тоже не властно. Остается то, чем оно, как уже было замечено, со скрипом, через пень-колоду, увязая в лоббисткой трясине продуцентов антропогена, выпуская пар в идиотических пиар-акциях, все же начинает заниматься. Но насколько мировое сообщество еще дремуче в осознании ситуации, красноречиво свидетельствует факт использования мирового океана, как могильщика пускай даже не неестественных, но все же отходов. Те же космические аппараты топить вроде как сам бог велел. Топят списанные корабли, если их разделка нерентабельна. Да, мировой океан большой, его наверняка хватит на все время существования цивилизации, и последним гвоздем в крышку ее гроба уж точно станет не переполнение его глубин отработанными спутниками и судами. Но попирается сам принцип ненарушения естественной среды.  А захоронение пэт-пакетов пересыпанием их слоями грунта, «чтобы не разносило ветром» – потрясающее ноу-хау  в деле утилизации!.. Необходимо больше слаженности, доброй воли, здравомыслия и компетентности. Вот где нужно ускорять метаболизм. Гармонизировать динамику развития как экономики, так и ход эволюции по принципу регулятора Уатта. Производство же неразлагающихся естественным путем веществ необходимо немедленно объявить вне закона, и направить усилия и ресурсы всего человечества, соизмеримые, например, с военными бюджетами, на очистку от них планеты

 

Декабрь 2019

Общественное сознание и эволюция

От остального живого мира человечество отличает наличие сознания, благодаря которому оно перестает быть пассивным материалом эволюционных процессов, и начинает оказывать на них воздействие, пропорциональное степени его собственной эволюции. В развитии сознания сочетаются две тенденции: созидательная и разрушительная, конструктивная и деструктивная, находящиеся в постоянном диалектическом противоборстве. Легитимные институции и неистребимые криминальные структуры. Кто-то любовно садит деревце, а некто другой с наслаждением его ломает, и т. д., и т. п. Деструктивные факторы, тем не менее, выполняют функции «лесных санитаров», разграничивая понятия добра и зла и поддерживая «спортивную форму» созидательных сил. В случаях, когда это разграничение ослабевает, происходит взаимопроникновение названных, антагонистических по своей сущности начал, приводящее к утрате эволюционного вектора. В социальном плане это выражается в эрозии общественной морали, аберрации духовных ценностей. И к нарушению баланса между естественным и искусственным, необходимость достижения которого обсуждалась в предыдущем разделе. Самый наглядный пример – пресловутая гендерная «революция». Получение представителями т. наз. меньшинств возможности воспитания усыновленного потомства, а тем более, получение такового искусственными путями шунтирует природные механизмы эволюционного вычленения возникающих патологий, открывая путь к вырождению человечества, как биологического вида. В сфере организации социума установка на гендерное равенство, в т. ч. по цвету кожи, секс. ориентации и т. п., вступает в противоречие с принципом меритократии,  дискриминируя наиболее способных аналогично тому, как в условиях диктатуры пролетарьята фигуральные кухарки получали преимущество в восхождении по админлестнице в силу того,  что они кухарки. Представляется очевидным, что вследствие подобных подходов развитие  общества получает искусственную задержку в той степени, в какой функционер, прошедший по преференции, уступает по своему креативному потенциалу претенденту, отсеянному гендерным отбором. Или такой аспект: пожизненное содержание за счет общества патологических садистов с постоянным риском их побега и совершения новых изуверств, что и бывало (а там, где смертная казнь практикуется, «гуманное» предложение способа ее исполнения, включая электрический стул!). Декларируемая как проявление гуманизма стерилизация бездомных животных, будто у них существует какой-то духовный мир, помимо отнимаемого у них основного инстинкта. И это параллельно забою миллионов голов промышленного скота и птицы, где этот принцип редуцируется до минимизации болезненности (в изложенном не следует усматривать призыв к отказу от мясной пищи). И с показательным, с приглашением детей, убийством жирафа, имевшим несчастье родиться вследствие нежелательной гибридизации.. Налицо двойные стандарты. Под личиной гуманизма выступает изощренное ханжество об руку с утонченным садизмом. Таким образом, подобно тому, как «неестественности» материальные («физические»), засоряют окружающую среду, нарушая природные циклы, умственные неестественности «загрязняют» общественную психику с подобными же последствиями для всего хода эволюции

       Сент. 2022                                                                                                



Источник:
Категория: ДЕ ОРБИ, УРБИ, ПОПУЛИ... | Добавил: shutovia (25.01.2011) | Автор: Шутов Игорь Акимович E W
Просмотров: 645 | Комментарии: 2 | Теги: Рынок, Маркс, материя, Уатт, глобализация, Политэкономия, ЭВОЛЮЦИЯ, вывод средств, Смит, кризис, метаболизм, экономика, экономия, производство, распределение | Рейтинг: /
Всего комментариев: 2
1 Вера  
Спорный вывод Как это -поощрять потребление? Жить ради вещей, значит?

2 shutovia  
Любознательная Вы моя, есть такая наука политэкономия, слыхали?  А ради чего это нужно делать, уловили? Чтобы кризиса не было, чтобы общество развивалось и процветало Чтобы материальные блага распределялись более равномерно, не увеличивалась пропасть между богатыми и бедными Верочка, зачем оно Вам, почитайте-ка лучше о Пушкине!


Имя *:
Код *:
КАТЕГОРИИ РАЗДЕЛА
СТИХОТВОРЕНИЯ [4]
Лирика любовная, философская, юмор, сатира, посвящения...
ДЕ ОРБИ, УРБИ, ПОПУЛИ... [16]
"Но как непросто - высказаться просто, И в простоте всю мудрость отразить" Авторская трактовка доктринальных вопросов общественного и мироустройства, популяризаторские работы на историческую тематику
ПУТЕВЫЕ ОЧЕРКИ [23]
Сборник путевых очерков с привнесенными моментами общественного звучания.
МУЗЫКАЛЬНЫЕ ВИДЕО [15]
Фрагменты различных музыкальных номеров, подвижные картинки.
МИР ВОСПОМИНАНИЙ [5]
Зарисовки, заметки... О юности, поэзии, поэтах
РЕКОРДСМЕНЫ ЖИВОЙ ПРИРОДЫ [5]
"Списки чудес" животного мира, в которых также описываются уникальные свойства и особенности существ, включенных в эти списки, и приводятся любопытные факты и сведения, их касающиеся.