Четверг, 02.05.2024, 02:42
Приветствую Вас Гость | RSS

 
И. А. ШУТОВ (ShutovIA)
Странствия, Стихи, Суждения, Резоны

Каталог статей

Главная » Статьи » » МИР ВОСПОМИНАНИЙ

Поэзия высокого накала (Re)

 Поэзия высокого накала.

Вместо предисловия. Перебирая папки в своем ноутбуХе в неожиданном месте наткнулся на эти наброски, деланные по-горячему и вообще не предназначавшиеся для посторонних глаз. Но вот, по прошествии 3х лет, пересмотрел все это строго: а почему бы и нет? Непричесанные мысли, тэсэзэть. Наброска, словесный сор.. Но - всколыхнуло. Мож, и еще кого-то тож... С политкорректностью не очень.. Не встретил упоминания о Кирсанове, а помнится, было. Видно, в рукописных излияниях. Тоже своеобразнейшее дарование с западанием на мистику, своего рода, весьма приблизительно, Эшер в поэзии.. Так вот

Интеллигент, в отличие от неинтеллигента, способен отличить Эпштейна от Эйнштейна..

                     Народная мудрость.

- Скажите, вы еврей?

- Да вроде нет. А с чего ты взяла?

- Интеллигентный человек неевреем  быть не может!

        Надя, кассирша пельменной.

Надя, конечно, несколько сгустила краски. Любая развитая нация располагает личностями, достойными причисления их к означенной категории не только лишь по факту принадлежности к соответствующей общественной прослойке, но и по своей духовной сущности. Т. ск., не только, а может быть, не столько по букве, как по духу. Есть, правда, примеры, когда нация создается воображением, и тогда нишу интеллигентности в ее нравственном облике занимает свидомость.. Да, хороша была пельменная! И не полуфабрикатными пельменями из пачки, а отменными борщами и бефстрогановыми.. Зал с лепными карнизами, плафонами, люстрами, огромные арочные витражные окна.. Но - времена поменялись. Долго они барахтались, пытались вписаться в новые, рыночно-бардачные модели, но это была уже агония, и ее темпы довольно согласованно коррелировались, например, с курсом нац. денежной единицы.. И вот помещение пошло с молотка, восхитительные витражи, причем даже без всякой идейной символики, пошли на слом - и гром не грянул, и никто не почесался - на их место втиснули белые стеклопакеты с неизменной задувкой щелей пеной - а Надя намакияжилась, обула замшевые облегающие сапоги выше колен - и влилась в когорту тех, чье название рифмуется с ее именем.. в общем, нашла спонсора..

«Осенний день. Печальный небосвод... Достанем жизнь, как ручку из пенала»... «Терновый венок» вошел в мою жизнь с тех пор, как засветился в машинописной самиздатчине, и его создатель презентовался, как Леонид Бородин. Перл поэтически-математической виртуозности и при этом сгусток высокого парения духа что, по моему представлению, тем более непросто сочетать. Еще тогда думалось, почему венок, а не венец по устоявшемуся выражению. Но кажется, этим тоже совмещается два в одном - венок сонетов, и терновый венец (сейчас, кстати, он представляет его, как «Венок сонетов»).. Сочинения последующих лет.. 3-этажная школа, вероятно типовой П-образной конфигурации; школьные проделки, сбор металлолома - все мое, все из страны мальчишеского детства.. Хотя дело не в деталях, дело в духе, мощи дарования. Плюс магнетика того факта, что практически ровесники; что наши следы, если бы они просияли, во многом оказались бы вперемешку на тех же самых дорожках. И не только на улицах городов и городков этой самой страны, на перронах ее вокзалов, откуда начинались пути во взрослую жизнь; но например, и на линиях Васильевского острова.. А в позднейшее время даже в окрестностях мексиканских пирамид, хотя это уже, как говорится, совсем другое кино.. Но -  о ком это он:

И добавлю почти без пафоса, что есть в моем поколении
Поэты поинтересней и посильнее меня..?

 (В этой связи вспоминается Пушкин, в порыве экзальтации преклонившийся перед Мицкевичем.. Вот бы дать почитать ему Эпштейна! И, скажем, Маяковскому. Пушкин метался бы по комнате, схватившись за голову и стеная от восторга. А Маяковский, скорее всего, заревновал бы. Что-то бы язвительное соорудил.. Увы, следственный эксперимент возможен только в параматериальном состоянии..). Кто они, эти поэты - Бродский, Губерман?. Он относит их их к нашему поколению? («наше» не значит, что и я суюсь в их цех задорный - чисто в рамках временного интервала).. Но они как-бы шестидесятники.. (Слуцкий - тот обче предтеча. Патриарх. Но пишет - не оторваться!).. Что наверняка - это под их (Б и Г) тлетворным влиянием он осмелел до сквернословия в стихах. Или что тренд нынче такой пошел(!).. Это, конечно, не его. Но он и не злоупотребляет. В отличие от Гарика. Тот тоже – мог бы написать едрена мать, или был бы хрен у бабушки, и на мой взгляд, остреца практически не пострадала.. Это же не тот случай, когда из песни слова не выкинешь: 

В землю всякий отыдеши,

С этим не поспоришь. Да..

То же, из чего грядеши,

Называется … (фуй, страмота!)          

Бродский, не в пример, в своем фантасмагорическом Шествии оставляет читателя с четырмя буквами там, где так и просятся три.. Вот у кого непечатность действительно органична и незаменима, так это у Вулыха. Ну, и у Шнурова, конечно. Не говоря уже о Слепакове. Блестящие сатирики, пересмешники, расцветившие поэтический небосклон эпохи фейерверками своих творений. Но к теме нашего вопроса. Фишкин - правда, тоже помоложе – искрометный минитриптих о куриных снах..  Виртуозный поэтический пинг-понг с Ольгой Ольгерт.. Но - к Эпштейну. Системное техническое образование. Наверняка это сказывается. Чего стоит, к примеру, самоироничный пассаж о Гете и Геделе в одной посуде (гений поэзии с бредовой теорией природы света; физ, мат и философский гений, из-за паранойи сошедший в могилу; но убежденность в осмысленности мироздания, но закольцовка времени!).. В принципе, любой яркий писатель неизбежно и выдающийся эрудит независимо от того, где проходили его университеты. Бродский с его восемью классами и гипнотической всеохватностью.. Ну, гуманитарки то можно начитаться, а математики и физики не начитаешься. Да и с той же философией - вот в губермановских гариках нет-нет, да и проскользнет какая-нибудь наивность диалектического толка.. Набоков(?): «Ищут какие-то законы, а в природе нет никаких законов, одни случайности».. Лень, просвети человека насчет теории вероятностей, мат. статистики, аппроксимационных рядов, где-то у тебя они засветились)).. И сколько параллелей в идейно-понятийном плане!.. Читает с души, будто общался со мной.. Ни с кем больше из тех, кем зачитывался,  при всей восторженности восприятия такое ощущение не возникает. Или это вселенское информационное пространство, где мы в одной ячейке..

Вот пересекся с Довлатовым. И, как показалось, с неким пиететом к нему, а тот заюлил, душу не открыл.. Хотя довлатовские писания меня как-то не впечатлили - так, на уровне диссидентствующего журналиста. С банальностями в обертке откровений.. Ну, разница в возрасте, положение в богеме, успешный издатель.. Пушкин не стал успешным издателем. Некрасов стал (Н был хорошим игроком, а П - нет. И убить он мог кого-то при всех своих нескончаемых петушиных дуэльностях разве что нечаянно. Но - видно, ангел уберег!)) И уберег настолько, что даже подаренный Дантесом в нарушение правил выстрел, и последующее точное попадание не смогли преодолеть сей оберег). Одна профанка с авантюрно-шарлатанским уклоном издавала весьма успешные газетки о загадках цивилизации, перемежая известия с переднего края науки своей колбасней, и имярек ходил в постоянных потребителях, отцеживая перлы перепечаток от извержений воспаленного воображения.. В общем, на мой взгляд, Эпштейн сделал Довлатову честь своим упоминанием, даже таким сдержанным. Где не так сочувствие, как горечь от позорного прокола хваленой штатовской медицины.. К слову, Бродский своим бессмертным шедевром ко дню рождения Кушнера уподобился Пушкину, посвятившему «Евгения Онегина» (да хоть пускай только первую главу) Петру Вяземскому. В смысле озарил сиянием своего гения. Хоть  тот, коль уж ворошить классику, и сам сиял довольно ярким светом, к нашему времени, увы, несколько потускневшим... А их же приятель Соболевский, внебрачный сын купца Солоймонова, язвительнейший стилевой предтеча Вулыха?!. В конце концов, Эпштейн, блистая гранями своего поэтического дарования, не ограничился бултыханием в омуте богемно-диссидентской туасовки - он добывал свой кусок хлеба насущного работой по специальности!..

Упустил «по глупости» возможность сойтись с хорошим человеком.. Это из стиха на 11 сентября, единственного, упомянутого в викистатье. И оказалось, белого. И воспринятого так, как Пушкин воспринимал белые стихи Жуковского: Мой дядюшка, как только я взгляну На этот замок Смальгольм, Мне кажется, что это проза, Да и дурная.. Молотков: отбелить стих, чтоб не был серым.. Как дневниковая запись хороша, но верлибровая стилизация вносит искусственнось.. На убийство Немцова.. Меня-то тоже потрясло. Подкупала обуреваемость того соц. справедливостью. Но озадачило, что он стакнулся с известным свидомизатором Украины. Из каковой стачки ни хрена и не вышло, что не в его актив, потому как политику такого уровня негоже быть столь близоруким. И его телемост из московского офиса с видом на Кремль с одной киевской говорильней, где он вовсю клепал на отсутствие демократии и зажиме рта оппозиции в России. Самим фактом данного телемоста опровергая это. Затем оказалось, что этот демократ в красно-черной вышиванке скакал в Одессе перед горящим домом союзов вместе с его поджигателями.. Что радетель соц равенства - миллионер, и охотник поплейбойствовать со львицами полусвета малороссийской наружности.. Хотя уровень обеспеченности с учетом послужного списка объясним, и амуры дело, в общем, извинительное - если средства позволяют, отчего же.. А жена - не стена (попутно открыл (я) для себя первичное звучание фамилии революционного деятеля Урицкого).. Да, а еще он (Немцов, не Эпштейн)) где-то как раз перед этим, как-то наехал на ислам!. То-ли оправдал пресловутых чарли эбдо.. Мол, имеют право.. конечно, сейчас на любое скотство имеется право. Издыхает только право на здравомыслие.. Из этого вовсе не истекает, что так ему и надо. Я не люблю, когда стреляют в спину. Я также против выстрелов в упор...

Битлов не воспринял.. Жалко. В мою жизнь они вошли божественным откровением. Если не брать во внимание единственную изданную в Союзе Герл, которая только и способна погасить к ним интерес. Может поэтому ее и выпустили в Союзе.. Конечно, смысл текстов оставался непостижимым - так, намеками, только будоража воображение (на манер послеобеденной сигарки) - но музыка уносила его в горние выси.. И хоть за ними последовал вселенский взрыв суперансамблей с их супермузыкой, Битлы остались Битлами.. Или муз. слух того.. Но потрясающая муз эрудиция, виртуозные характеристики музыкальных классиков.. Или вот: я пиво не пью, зачем мне тарань.. Ну, и зря!) И потом - пиво и тарань вовсе не сиамские близнецы. Это не тот случай, когда: Без хижины немыслим дядя Том, Кусты неполноценны без рояля. Оно конечно, ежели натощак, бутербродик с селедочкой под пивко за счастье, но вообще прикуска перебивает послевкусие. В некотором роде кощунство. Как вот древние портили вина разбавлением водой. Или сдабриванием пряностями и ароматическими маслами.. И при Совке, кстати, варивали весьма недурственное пиво.. 

Подсел я на фотографию - глядь, и он туда же.. Так еще же и зарифмовал с философским подтекстом, как все равно Марина (не, не та, что лупила всех Пушкиным, другая)) буксующую или забарахлившую машину!. И в Мексику поехал сразу после меня.. Заглядывал, не иначе:) И на здоровье! Удружить мастеру, способному огранить Куллинан в удовольствие.. Подглядки иных политиканов и коньюнктурных графоманов, способных только исказить и опошлить, удовольствия не вызывают, но это отдельная материя...

Смакую Бродского. Раньше тоже ведь днем с огнем - урывками, наскоками.. Леонов Сережа ориентировался на него, в чем-то и перекликается - разумеется, чисто условно. Мастер, как бы поточнее передать их характер, кроссинговерных ассоциаций и афористических каламбуров (Покупаешь газету, чтоб не сойти с ума, А в глаза тебе - сумасшедшие заголовки; Луна, как улыбка мента; И радость перемешана с тоской, А счастье - с битою посудой..; Для Лота Вся соль мировая в жене).. К Бродскому. Тронуло на самостийность самостийной - изгой, отщепенец у родины-мачехи, как-бы и «нетитульный»  - и какой до мозга костей русский (вот только чего ему взбрендилось упокоиться в Венеции, а не на воспетом им кладбище родного Питера? Хотя такому титану должно быть все равно, в какую землю ляжет, он украсит (освятит) любое место; место же, будь то хоть мавзолей, хоть пантеон, ему ничего не добавит)!. Или советский.. «Речь о разлитом молоке». Минипоэма из концентрата прожигающих откровений. И это на 27м году жизни, сидя без рубля и без возможности встречи с подругой, но кажется, с питейным. Под хмельком типа. И вспоминается извержение какого-то западенского вундеркинда, изданного Винницей:  Зачинився типа на вси замки чи двери / одключыв, чы як там по нормолексычному, вымкнув мобилку - / бо е ше пивпляшки! 

Пересказ по памяти, но ни техника ни, тем более, глубины мысли никакого урона не понесли. И сие издали там, где в свое время печатали Терновый Венок Бородина-Эпштейна.. Ну, как у О Генри Омар Хайям сник перед справочником полезных советов. Так там хоть полезные советы..

Отож, жовтій тепер, синій

Із самостійного дурману;

Красній, чорній, україній,

Святой Русі вівця погана!..

Вот. Воспаряя резким охлажденным умом в эмпиреи открывать законы эволюционной деградации, чтобы в итоге стать объектом их воздействия.. В сем омуте, где с вами я, купаться, милые друзья.. Что за комиссия, Создатель?.. Но где же в «Речи о пролитом молоке» хотя бы намек на него? Оно ушло за кадр. Или связано все это со «стоячим минаретом»?..

А вот и об Ахматовой и о Мандельштаме (это снова Эпштейн)). И опять белым стихом. С суждениями согласен. Вывод по Мандельштаму как-то искусствен. С учетом трагизма его судьбы? «Мы живем, за собою не чуя страны..». Это действительно сильно. Хотя упор не на существо, а на личность, ядовитую карикатуру. Конечно, за такое не только Коба – любой другой по головке бы не погладил. Ну, а общее впечатление примерно таково, как и дает Л. Э. В этой связи вспоминается, как Сталин, почитав Пастернака, претендующего на нишу доминантного стихотворца, изрек: нее, это не Маяковский! С чем солидарен, имея ввиду особенно дух, а не букву, с которой и так все понятно. Но с Толстым - и тем, и другим - мог бы сравнить. Романы-эпопеи, величественно разворачивающиеся - ой, чё-й то буудет - и натужно законченные. Не каждому дано быть Голсуорси. Хотя и тот спромогся выродить свой венец творения лишь после нескольких бледных романов, являвшихся недоношенными эмбрионами его Саги

..Неделю не заглядывал, отчужился. Вспомнил, что он (Л. Э.) и на Есенина наехал. Деталей не помню, возвращаться искать облом. Общий смысл, как во мне уложилось – надут что ли, выкобенивается типа, искусственен.. Воспринимаю без возмущения. Вспоминается маяковское «балалаешник».. Лично мое представление - лирика свежая, напевная.. Мир деревни.. Радуница.. Письмо матери: как живет теперь наша корова, грусть соломенную теребя?. О суке, чьих щенят утопили: покатились глаза собачьи золотыми искрами в снег.. Конечно, обозвать иволгой стонущего в дупле удода это сверхсмелая поэтическая гипербола, проще говоря, чушь несусветная, но чего не сделаешь ради гладкой строчки в эйфории первого познания плотских утех.. Что ж, и воздушной воображуле Татьяне в порыве смущения случалось переломать кусты сирен.. Анну Снегину не осилил - попытка посостязаться с Маяковским на коньюнктурной ниве, но Маяковский в своей стихии, а здесь вымучено.. Но местами львиные когти проглядывают.. Интересно, как он (Л. Э.) воспринимает пародии Павла Хмары?. Вот опять о школе. Опять царапнуло душу.. Мы чернильницы в мешочках не носили, но об их невыливающих свойствах прекрасно знали. Драки в гардеробе.. И в парке.. А как насчет перышек-крыльчаток, ныне модно именуемых дартсом? Рогаточки, одеваемые на пальцы.. Стрелялки спичками из бельевых прищепок.. А то появились складные мет. ручки-пеналы: с одного конца вставляется огрызок карандаша, с другого - перо; это все при переноске разворачивается внутрь трубчатого корпуса, а при использовании - наружу. А если взять эту трубочку, всадить ее в картофелину тем и тем концом, вырезав пробки, а после надавить карандашом на одну из них, другая с хлопком вылетит - прообраз воздушки..

Поэт идет, куда ведет строка.. И хоть стих-то совсем не о том, но цепляюсь за строчку, чтобы оседлать своего конька: вот именно. Как у Лермонтова: а он, несчастный, думать мог, что бог гласит его устами.. Поэт - приемник высших сфер. Ресивер, вторичная обмотка вселенского сознания. Как вот человек извлекает корни какой-то н+1й степени, сам не понимая, как это происходит. Так у обсуждаемой категории эти приемные аппараты устроены особенным образом, что наверняка обусловлено генеалогией. Легкость, виртуозность, неожиданность ассоциаций.. Аксенов с его бочкотарой. Уморительный фельетонист газ. "Труд" О. Жадан.. Хмару упомянутого на предмет наследственности даже не хочу теребить - его пародии убедительнее всякой генетической экспертизы. Бродский пример хрестоматийный. Впечатление, что это не он пишет - это оно им пишет. И, несмотря на все житейские перипетии, вплоть до психушек, коим мир обязан известным шедевром, не сочит он унынием, сей органической составляющей творческих натур, а паче поэтов. Хотя читает, «заунывно завывая, Как завывает истинный поэт». И «нобель», хоть давался с политическим подтекстом, но пришелся кстати по его творческому масштабу, как может, никому другому.. Всем этим ребятам ведь тоже крупно повезло со столь мощным средством самовыражения, каковым является великий и могучий. А ему не менее повезло с ними. Взаимообогащающий симбиоз. Все на свете перепуталось хитро..

Но и Леонов - что Сергей -

Мне так же будет мил,

Хоть тест на гаплогруппу j (джей)

Он с треском провалил (ой ли?)..

Или соорудил бы (Л. Э.) чего на соловьиной для интереса (хотя против того вундера его карта бита:). И на языке своей новой родины. Тем более, переводчик. А вот его самого переводят? Наверное. Хотя, по моему глубокому убеждению, он непереводим. Как и вся настоящая поэзия. Что для французов Пушкин? Поэт средней руки. Масштаб ведь задан переводчиком. Но как Бродский перевел Одена! Хотя это уже некое конструирование...

19.12.17, ср. Зачел о бесплотной (бесплодной) любви. То белый стихотворной строфикой, а это рифмованный нестрофированным изложением. Сколько всего! Как сказал Погодин, почитав Пушкина (кажется, Р и Л) - но какая свобода в ходе!.. Да, Леньчик (так звали одного из дружков моего детства), ты - велик (ударение поставь сам)) Блажен, кто мысли смог облечь в слова, блажен поэт!..

Вот. Во все тяжкие. Стиховержительный вулкан. Видать, заполняет пенсионные досуги. Удивительно, что не истощается, не испытывает недостатка в рифмах, на что жалуются известные классики в гораздо более молодом возрасте.. И все по болевым точкам.. Пишет-то о себе - не припомню, чтобы кто так томографировал свой внутренний мир, включая бытовые подробности - но оно удивительным образом вписывается в матрицу моей психики. Не, пока хватит – пошоплю бабочек на сон грядущий умеряя половодье чувств

22.12.17 А вот и касательно Битлов: бог мне голоса не дал, не отмерил слуха. Видать,чтобы не было слишком хорошо:) Орфей. И читает с души, и вынает душу. И неистощим, как родник. Родник поэзии высокого накала. Но тут уже и вовсе какое-то шестое измерение. Петра идиотом зря обозвал. Петр был чудовище. Но идиотом он не был. Прокрустово ложе размера? Надо было как-то выкрутиться. Например: некий царь-сумасброд.. Звучит не менее категорично, но классическим языком и вернее отражает суть натуры

25. Последний пон-к уходящего года. Вчера добил 16й. Много нельзя читать - забивается восприятие, процессор не справляется, глотаешь, не разжевывая Ну, уже пошла злоба дня. Хроники Нарнии (О! «Хроники»! Восхитительно! Как не вспомнить: «Гремит скандалами Солт-Лейк; бушует Рио карнавалом»!..). О Трампе. Несколько удивил диссонирующий с его рассудочным стилем тон полемической предвзятости - наподобие старичков на скамеечке, политиканствующх забивая козла... Аж восклицаешь мысленно: не заземляйся! Будь вне сезона! Вне календаря!. Горячечность творческой личности.. Как вот Эйфелеву башню тогдашняя творческая обчественность подвергла оБстракизму То же московская с памятником Петру Но ничего: стерпелось - слюбилось.. А Трамп - дилетант в политике, как и его Триллерсон, и это чувствуется, но куда им деться из колеи, как тому тракторцу-белорусу из незатейливого анекдота в духе рассказываемых дядькой Колей перед аудиторией подростков с горящими глазами…

Поверив дутым словесам,

Решили: из того он теста! -

Избрали - пусть украсит место!

А он… перекрасился сам!..

Это не о том, что тракторцу не выскочить из колеи, пока тракторист держится не за руль, а за подсевшую в кабину доярку - это о метаморфозе кандидата, происходящей после вступления в должность..

26 Кто такой Н Н? Может, не стоило окружать его ореолом загадочности?. (Встреча с «живым классиком». Кто это был?)

Складно звонит, как бы сказал персонаж известного серьяла, ох и складно! О бирже (Абстракция без комментов - она выше комментов).. Как имярек в лото.. Гадает старость сквозь очки У гробовой своей доски Все потеряв необратимо.. Только вряд ли от аутического хватанья за соломинку, как этот.. Думается, он в состоянии махнуть в Перу при желании.. Поглазеть на Мачу-Спыкчу.. Тиуанако.. Врата солнца.. Фигуры Наска.. А блоки филигранной обработки с байонетными разъемами?? Какая загадка цивилизации!.. А особливо ежели с фигуристой эскортершей.. Иыэхх… Да, а начинается-то: Каждый день я на бирже торгую..  Как не вспомнить: Мне угли вдохновенья душу жгли, но не судьба - они безмолвно тухли; И я менял купоны на рубли, Азартно торговал дочурке туфли.. О страхе: как там у Бальзака: он чувствовал себя уверенней с пером в руках, нежели со словом на устах; у Флобера: преисполненный отчаянной решимости труса.. Ну, и у него: смесь нахальства и стыда. Т. е, смесь застенчивости, и отчаянных попыток ее преодолеть, вследствие которых заскакиваешь на это самое судорожное жалкое нахальство..

Ученик сказителя. Наверное, переложил что-то из восточного. Такое впечатление. Война укладов - что ты имела ввиду (3р) ?.. Слишком тонкую ниточку спрял. Туманные намеки. Поконкретней надо, товарищ Тартаченкова. Как Городницкий - всюду коршун над нами снижает круги, и лисица крадется по следу. Все понятно: коршун - кагебешный дрон; лисица - внедренный стукач. Он же - лучший из друзей; он же похититель родной жены Птибурдуков..

Фигура. Кокетничает. Ерничает. Слегка. Ты - Фигура на доске мировой поэзии. Зачем-то был я нужен во вселенной, Коль был я. Титан для обладателей измерителя, способного охватить его титанизм. Как у Высоцкого - я не люблю вокзалы и арены. Но он мог их собрать. Бард может собрать арену. Даже Городницкий со своими косноязычными стишатами и глухим голосом. Об Окуджаве так вообще не иначе, как с придыханием Каждый слышит, как он дышит.. (А вот меж гальки сердолик блеснул и взор к себе привлек..) Хотя он, в общем, тоже камерный. А здесь сверкает Куллинан-брильянт, как с неба павшая звезда. Но чаще - как гигантская жемчужина тридакны. Но такая поэзия не декламируется. Ее надо пить индивидуально, дозируя глотки по мере усвоения. Смаковать. Перечитывать. Широкая публика в общем дальтонична на стилевые и смысловые достоинства. Кроме того, лучше усваивает сказанное, нежели писанное, особенно, когда сказитель способный. Впрочем, Жванецкого воспринимали, хотя на мой взгляд, он портил свои вещи по сравнению с профессиональными исполнителями..

26. Так и делаю. Чту. Просто чту. Без комментов. Нечего сказать. Все уже сказал. Истощились ресурсы казанья. А у него не истощаются. Как сказал Дюма, он был голосом тех, чьи сердца разбиваются молча. Это о нетерпимости и нестерпимости. Да всякая творческая личность есть носитель этого комплекса, и не упускает возможности как-то оправдаться, примеров просто не счесть, вот и он внес свою лепту в присущей ему трогательно-исповедальной манере. Признание – вот бальзам на раны творца, а каково тем, чьи сердца разбиваются молча.. Утешаться тем, что богатые, в смысле известные, тоже плачут.. Вот опять рассекает по Мексике (а че не на МачУ? Ну все, молчу, молчу)). Зарисовал жену, обуреваемую страстью украсить все и вся своей персоной, и ее зевающего мужа, потакающего этой страсти - на то и вез.. Вроде и банальность. Но бывает, неизгладимо врезающаяся в память.. Ажно полез перечитал свой очерк о Мексике и восхитился, как не собственным)). Тоже своего рода поэмки в прозе (путевые очерки – сам себя не похвалишь, так кто ж и похвалит-то?)). Да, кстати, вот же: «Где б ни был ты, стремись туда, где не был – Как муза странствий внятна и проста!. и: Нет, мне не видеть солнечного Крита, Мне лондонским туманом не дышать».. Подкину и свои пять копеек: «Да живо, в красках, вспоминать Края, в которых сроду не был».. Вот вам сбыча мечт, вот обнаружение Титаника, схлопывание Вселенной, и весь перец до копейки!. Конкретно по Мексике: лестно, конечно, допускать, что именно я проторил для него мексиканскую тропу, а не Бродский, пропахавший по ней свою несравненную поэтическую борозду, но чего-то там якобы проглядевший. Хотя Мексика образца 1975- го глазами 35-летнего Б, и она же в 2016-м в восприятии 67-летнего Э, это просто несопоставимые вещи в контексте того, сколь кардинально за это время изменился мир, и прежде всего даже не технологически, а (гео)политически, и главное, ментально (дрейф нравственных полюсов подчас до полной смены полярностей, при этом «мир честней не стал»). Б писал, адресуясь О. Пасу, а Э - с моментом пристрастия к Б, который уже двадцать лет, как покинул этот свет. Какие-то старые терки? Между фигурами подобного потенциала возникновение напряжения обусловлено диалектически - поэзия высокого накала!. Но прогляжу и я - не буду тут судья…

Стихосложение в сочетании с облегчением. Дурашливое утрирование принципа откуда пошло есть искусство, как таковое: что вижу, то и пою. Но - как в известной в наших краях поговорке: какой курве какое счастье: кому платят, а кому кулаками гатят. Как поет Эпштейн, сидя в сортире, и как поют разные чайфы, которым, опять по присказке, не со сцены петь, а сидеть в сортире и кричать занято.. А Роллинги, пережившие Битлов и соперничающие с ними по популярности? А че, если пиплы хавают..

Вот слово над усопшим от крысиного яда четвероногим другом. И что-то оно мне напомнило. Слово о Довлатове. Сетования на нелепость кончины. Только Довлатову он не дает поручений на тот свет. Не та степень доверительности, хе-хе.

Раз есть медведь, найдётся и берлога. Был маринистом Новиков-Прибой.. Ах, да: Без хижины немыслим дядя Том. Кусты неполноценны без рояля. Вариации:) 

Его, как арабского скакуна, нельзя ставить в один гит с другими. Хотя, конечно,  это глупость, ляпнутая сгоряча, но я ее оставлю. Ибо чем дальше, тем круче. Вместо исписываться, выдыхаться, только набирает. Созревает, отстаивается. Кто отстаивается, а кто в отстое по умолчанию. Кто аутстендинг, а кто стендинг аут. То-есть, стоящий аут.  Но мировоззренчески все равно как-то в стаде. Некритичное использование клише. Плохо, что наше кончается, уходит.. Бродя по Феофании радуется найденному слову больше, чем ста красавицам (ага, вот и проговорился! ПРоговорка по Фрейду, тэсэзэть)). Упоение вдохновения.. И быстрый холод вдохновенья власы подъемлет на челе.. Блажен, коль сможешь ты укласть сих дум пленительную власть в слова, и песнию златой возвыситься над суетой.. Так вот: кого, кроме Бродского, он пропускает поперед себя? Множественная неопределенность (Гедель!)) это чисто фигура речи? Но вдруг он назвал бы и процитировал еще кого-то, совсем неожиданного.. Дольского.. Интрига однако!)) Дольский, конечно, большой артист, виртуозный исполнитель, но жанр другой. Хотя заведенный шутливой задумкой Александр Сергеича украсить ясный свой закат поэмой глав на двадцать пять, он претворил ее в жизнь! Т. ск, подхватил знамя, выпавшее из холодеющих рук творца «Евгения Онегина». Напрочь похерив то обст-во, что поэма изжила себя, как жанр («лиш я, на жаль, до крупних форм байдужий»). И выставив в роли Онегина (Ахилла/Энея) сего неоэпоса возлюбленное чадо.. Нескончаемые эшелоны качественных рифм! Необъятные отвалы переработанной словесной руды! Я, при своем навязчивом стремлении доводить начатое до конца, правда, весьма редко венчаемом успехом, еле осилил глав шесть. Выдернуть бы из нее связующую нить сюжета, а раскатившиеся жемчужины лирических отступлений представить в виде цикла независимых произведений..

28.12. Когда, слова перебирая… надысь междуделком упомянул о людях, на подсознании совершающих в уме невообразимые математические действия. Вот в этом нестрофированном - а они особенно магнетичны, рифмованные, но не строфированные  (в отличие от строфированного, но не рифмованного белого) - как раз и изложен процесс создания стиха где-то в подобном ключе. Опять о пушкинском: И мысли в голове волнуются в отваге, И рифмы быстрые навстречу им бегут - И пальцы тянутся к перу, перо - к бумаге, Минута - и стихи свободно потекут…

Есть вещи поважней… Опять намутил. Притом, что перечислил краеугольные камни мировосприятия не только неинтеллигента в виде самошеччего секса с жопасто-грудастой молодухой и пожрать-выпить, но еще и философию, дружбу и всякие прочие возвышенности. И что же остается в сухом остатке? И отмазался тем, что нельзя назвать. Мол, слишком святое. Т е, ищите черную кошку в темной комнате, искать вам, не переискать. Этакий словесный черный квадрат Малевича. Табу древних на произнесение имени бога?.. Да бог с ним...

И вот - дуэт. Милейшая, безыскусная - почти безыскусная - ибо все-таки не без фирменных примочек навроде торбы с медяками - лирическая вещичка. Вот так встреть случайно где-то - стих, не человека - в жизни не вычислил бы, что Эпштейн.. А может, и вычислил.. Вот Битлы. Какие они разные. Как никакая другая из супергрупп. Но все же сразу слышишь – это Битлы. Хотя правда и то, что они поют не только собственное, и неихнее, естественно, стилево отличается.. Кинкс немножко их напоминали тогда.. И еще Холлиз со своей Сюзанной.. Да, а распались - и вроде тот же Маккартни, и все при ем - но Вингз, хотя и не визг(!), но это уже не Битлз. И близко не лежали.. Да. По ностальжинке тоже можно вычислить. Как в бездну вод уходит водолаз, Душа уходит в мир воспоминаний.. Ну, какой же поэт без тоски.. Настоящее уныло Все не вечно, все пройдет, Что пройдет, то будет мило…

29. Истаял год, пройден Эпштейн в разрезе ретроспективного лопаченья поэзии, немного этот лишь не завершен обзорно-исповедный марафон. О рвотности российского отечества. Есть такое явление, что личности, внесшие яркий вклад в сокровищницу русской культуры, отзываются о привязке к вулкану этой культуры подобным образом. Являясь ошметками, вулканическими бомбами, извергнутыми из его недр. Это поверхность Мебиуса (Мъёбиуса). Сами от себя убегают, сами за собой гонятся, сами себя цапают за задницу. Или, феноменальный неологизм перестройки, трахают ее. Люблю отчизну я, но странною любовью.. Это о себе тоже (Ха:

«Рад улизнуть бедняк, всегда всплакнуть готовый,

От самого себя — себя же уязвив.

Дракон, себя за хвост кусающий, — вот миф

Моей судьбы, вот герб, вот блеф ее бубновый.» 

Ю. Колкер.* «Антивенок». 14.06(!).81. (А мир – мираж! 19.04.22) *Был Эпштейну друг-друг-друг и восторгался, пока к его рифмовке не придрался и разругался. Своеобразный человек. Этими путлеризмами и путляндиями так и сыпет, как все равно Новодворская, мир праху. С таким другом за полдня с ума сойдешь

О финале жизни. Тоже будто с моей души. В философской части. Поскольку обстоятельства несопоставимы.  Никаких эмоций, сухая констатация.

Будапешт. Опять пересеклись. (вот так бы ненароком пересечься, чтоб вживе друг на друга посмотреть. Но не судьба..) Еще и выражение «донжуанский список», применительно к посещенным столицам (у меня - перечень посещенных чудес света).. Отметился. Как я в Руане. Поставил ступню. «Я там ходил, топтал святые камни.. (спасаясь от тоски, кстати!)» .. Думаю, прошелся все же по достопримечательностям в соответствии со стереотипной программой.. Была у меня фантазия добраться в свободное время до Большой синагоги, запечатлеть прославленное Древо Жизни..  Не сложилось. Всплыло по ходу подготовки, что меценировал его создание Тони Кёртис, ведущий свое происхождение из этих мест, стало быть, роль Великого Лесли, который в исходном звучании Ласло, сыгранная им «Больших гонках», была ролью об историческом земляке.. Л. Э. упомянул одни мосты. С оттенком легкого разочарования и скуки. Как Онегин на Нижегородской ярмарке. Так всегда бывает, когда тебе нажужжат уши.. Может, упоминание о мостах и есть завуалированный ответ на пассаж о безъязыких львах.. А в токайском погребке был на дегустации? В пещерных купальнях Мишкольц-Тапольце? Сечени не в счет, то чихня супротив М-Т. Если не был, полжизни потерял, бросай все, дуй обратно!)).

30. Детские стихи. Конечно, детские условно. Для таких вечных детей. Нашей породы. Скорее, шутливые. Недостаточно просты для истинно детских. С подтекстом. Теплые, с озорством, за которым - грустинка. Не Заходер, конечно. Не то, что хуже, или там мельче - другой совершенно. А Заходер, хотя и более традиционен (чур! С этим термином сейчас надо поосторожней!), все равно же не так детский, как тех, кто читает своим чадам его стихи. Не говоря уже о совсем недетских Заходерзостях..  Ну, тот же условно детский «Антей» условно взрослого Бродского..

Интересно, как он воспринимает Сапгира? Во, блин, еб.. в смысле чокнутый (пожурил товарищей за непечатности, а сам..;). Против него Фишкин, что против Фишкина Пушкин. Т е, почти хрестоматийный классик. Не говоря уже о Бродском – Эпштейне - те вообще эпики. А Губерман со своими гариками - Хайям.. Вот это уже калированный авангардист. Сильно похож на Пикассо. Смотришь - аж глаза выворачивает. Но магнетика есть. Искра гения. Так и у этого - дикие заезды, выбрики.. Еще и пи..дострадательством (секс озабоченностью) изрядно сдобренные - как и у Пикассо - а забирает! Но как-то и утомляет, быстрее хочется к нормальному видению, расправить скомканное (с-аберрированное) восприятие (Кацов остроумнейший [ох..ительный умняк!] аж до заскакиваний в заумь. Как в небесах Обетованной суперджет. Как свет с заходом в ультрафиолет [и инфраред]..  Под наркозом? Как паучок Ананси под ЛСД? Вот тебе и кроссинговеры!;) Но пародии, сатиры, каламбуры!. Ха! Бернулли!).. Хрущев же, затащенный на выставку доморощенных пикассов(!), оценил: пи...расы. Мужлан и самодур, конечно. Или, по-политкорректному, волюнтарист. Но: что вижу, то и пою. Да и - куда тем выставленцам до Пикассо. Претенциозные бездари. Оценка вождя пусть эмоциональна, но по сути. Мазня с гнилым подтекстом. И здесь строка подвела меня к потребности упомянуть о записных поэтах той поры, а то все диссиденты, да диссиденты.. Хотя и эти фрондировали каждый по мере своих представлений о собственной значимости. За что и причислены услужливыми вешателями ярлыков к когорте шестидесятников, каковое звание определяет не просто временные рамки, но и исполнено вящего смысла. Большая триада в составе Вознесенского, Евтушенко, Рождественского. Первого я как-то не постиг. Не дорос тэсэзэть. Под занавес карьеры он прозвенел своей душещипательной притчей о бедном художнике, сделавшейся при участии Паулса и Пугачевой хитом ранней постперестройки. Евтушенко, хоть его постперестроечные «коммуняки» и наругали плейбойствующим старикашкой, ярок, проникновенен. Рождественский хорош, трогателен. Большие поэты, сильные дарования. Знаменосцы 10-тысячного отряда союза штатных советских гениев пера, хе-хе. Ваншенкин работал в этаком брутальном стиле - конечно, какая в тогдашних условиях могла быть брутальность - так, детский лепет.. Ваншенкина увенчал лаврами его стих о любви к жизни, положенный на музыку и ставший культововой песней тех лет. И давший материал пародистам, состряпавшим песню вечного студента

02.01.18 В канун нового года Татьяну Гордиенко открыл. Запорожанка, ставшая москвичкой. Пленительные стихи.. И тут вспомнилось о газетных вырезках времен постперестройки с нестрофированными монологами, что добавляло  магнетики. Екатерина Горбовская... «Шестнадцать лет, семнадцать лет - все это было, или нет?  Дым сигарет, неясный свет, стихи, похожие на бред..»))..

                     *  *  *

11.2020. Три года спустя. Заглянул к Л. Э. Не скудеет родник Иппокрены. Чувак..Парень в своем амплуа. Или, как говорили на излете застоя - в своем репертуаре (это когда пиком крутизны была спецом перекрашенная в черную с рубиновой искрой шестерка, в ней кассетник с реверсом, а на ем – мамиблюз! Ах, как он задрал, тот мамиблюз! Как потом, тож на излете, но уже перестройки, ламбада, в клубах шашлычного дыма обволакивавшая муравейники стихийных рынков:).. Небось и ковид не обойден вниманием, но не будем поперед батьки в пекло. Вот о боге. Ну, что: такой в него заложен приемник высших сфер. С такой исходной частотой. У которых все б/м получается - потому, что им так дано - уверены, что каждый сам кузнец своего счастья. У которых по-иному, наблюдают мистические совпадения («странные сближения») («и в сотый раз маслом вниз упадет бутерброд»), еще и выстраивающиеся в причинно-следственные цепочки («Аннушка уже пролила масло»).. Как сформулировала Марина (не Цветаева!): [с меня взыскуешь за грехи, но ведь] «Сам же сотворил меня такой!».. В общем, взворошилось все, многажды звучащее в моих опусах: единство противоположностей, эти сиамские близнецы, двуликий Янус [то явит лик,  то кажет анус:(]; сознательность вселенской энергии; субъективность объективной реальности («а мир – мираж»..), аукающейся по принципу ЭДС самовозбуждения (если нагрянет, то нечаянно, а если чаянно, то вопреки)).. Чтобы не повторяться в энный раз, преображусь умело тоской вовнутрь, весельем напоказ, и вспомню шолоховское, вложенное в уста деда Щукаря: я бы и не верил в леригию енту, да вдруг Илья возьмет и долбанет молоньей по лысине.. Или старый анекдотец в разрезе курса научного (наукообразного, как любое богословие) коммунизма о студенте, приехавшем на каникулы и вступившем в теологический диспут с местным священником:

- Бога нет! - А как ты объяснишь такое: человек свалился с колокольни и остался жив? - Случайность. - А если он снова свалился оттуда же и опять живой? - Совпадение. - А если в третий раз и то же самое? - Привычка!

И - из реальной жизни. Как-то рекс* с литейного двора сорвался крыши. Все обмерли. Потом рванули вниз, страшась увидеть что там и услышать.  Там на путях вагоны, в них кирпич. В одном  была  асбестовая крошка. И вот он выползает из нее, весь белый. Отошел потом немножко. От крошки сжатым воздухом обдулся, лицо приобрело нормальный цвет. Там побывал, цел-невредим вернулся. Лишь волосы не потемнели, нет.. * ремонтник

10.12.20. «Один вечер Дениса Ивановича». В кои-то веки поставил хиты послушать. Ибо как-то уже не до них. Ну, что ж, растревожили душу. Что они, что волшебный тот миг..  Как там в песне: под этот вальс в краю родном любили мы подруг..  И, душа коль взволновалась, дай Эпштейна почитать – тоже  редко открываю, стремно часто волновать, от наплыва чувств высоких чтоб не вознеслась до сроку.. (Так леплю речитативы - нету слез, так смейся, шут! А вопрос-то щекотливый, и не до веселья тут). А в сети строка с печалью: нет уже Паоло Росси, он же зван Бамбино Орро, и блистал он в ту же пору!..  Когда Скуадра Адзурра гремела, и с подругою мы между делом - разве вспомнишь сейчас уж, каким ;) - под хиты в телевизор косились, заглушив предварительно звук, покорял где футбола вершины наш ушедший безвременно друг.. ПСМ..    Но к Эпштейну. И вот «Мемуары» в глаза. О чреде престарелых генсеков. Ну не мистика? В третий подряд уже раз, как с упорством, внушающим трепет, вновь оно возвращает туда ж.. Где: Стаканчик портвейна за их упокой по возвращеньи с задания.. И снова же с ней «обновляли» вождей в полумраке тайных свиданий.. Итак: Тройной возврат к давнишним похождениям как проявленье предопределения. И параллель к рассказанному выше о совпаденьях при паденьях с крыши. Свежайший к размышленью матерьял. Но что по «Мемуарам» я б сказал: они его пера достойны. Впрочем,  все эти престарелые вожди  тянули на титанов уж не очень. Конечно, здесь поэт иронизи.. (Смотри о производных вырождении в моей «Ф. С.» в разделе «Сочинения про орби, урби, попули»).. А под занавес выясняется, что сегодня начало хануки. Не от нее ли  вся эта мистика?.. Мир - мираж..

09.01.2021. Жаль, времени мало осталось - читалось бы их, и читалось... А нужно годков еще 20 пробыть, чтобы их начитаться. И уж когда станешь зевать, тогда и пора уплывать, эхехе

15.01.2021. 19й год. Вспышка плодовитости при все той же непревзойденности. Если не считать пары серых, то-бишь, белых. Видно, что они дороги автору по сокровенности личных воспоминаний, но.. Ха! По заявкам читателей: «кохаю, гарнесенька»)! Конечно, это по-книжному, не по-живому. Да и откуда русскоязу с пеленок взять живого? И где тот живой, кроме фольклора, Котляревского и Верки Сердючки (заглянул бы в мой «Укр. венок», что ли))?. До «Печали нет, а та, что есть - светла» божественно. Далее все явственней фюнерел тюнз. Что делать - тайм вейтс э нован. Жизнь пронеслась, как время листопада - тайм из, тайм вэз, тайм паст.. Нашим земным деяньям Небеса подведут итог.. Но: «Дуб под моим окном»! Скажи еще, что он из желудя, выметенного в палисадник из машины после возвращения из очередного путешествия, где детки на привалах среди прочих штучек собирали желуди для своих поделок.. Мир-мираж! «Аж сам не веришь факту».. И в завершеньи, как предполагалось, ковид им оказался не забыт.. Итак, с моим астральным двойником

Мы двигаемся к вечному причалу,

Но каждого несет своя вода

У каждого свой статус и среда,

Лишь страсть одна – не сгинуть без следа,

Хоть в мире без конца и без начала

Ничто не сохранится навсегда (19.04.22)

21.01.21. «Один день Кондора» (condor213). Мастер импровизации. Емкость, фактурность, меткость. Сдержанность, оттеняющая глубину. Озорной огонек)

11.05.22. Нельзя объять необъятное, но вот постум эпштейнианы после всунутого анахрЕнизмом резюме наподобие голсуорсиевых рассказов о других Форсайтах (простился - и не ушел. Надя прям, как в воду глядела!. Ха! Вот и меня строка вывела на некий квазивенец! Ленту Мебиуса;) Уроборос сомкнул свои зубы на собственном хвосте (А время-Кронос - на собственном дитяти-продолжении)!.. О соперниках (ревнивцах) и подражателях (не тыкая пальцем). Есть у них сильные вещи. Местами очень. Но в один гит с Э их все же не поставишь

04.07.22. Кацов геодезиста приплел! И даже не ради рифмы или смысла - а чтоб мерцало в хитросплетениях его словосферы (и я заметил:)) Ай да Ананси! Ай да паучок! Эббеновые королевы!.. Всех классиков решил обставить сразу обширностью словарного запаса!)

29.08.22. «Не было печали, просто уходило лето»...

15.10.23. Строка привела к Гёделю. Вспомнил, что и у Э. он упомянут. Полез, нашел. Оказалось, в том же стихе, что и намек на поэтов позначительней, из заинтригованности которым накрутилась, как рыбацкая борода из пустяковой зацепки, вся эта экспромтно-импровизационная  ахинеада. Опять мистика! И комментнул же, да забыл.. Так вот, конкретизируя: метрика Гёделя,  как теоретическое обоснование предчувствий, вещих снов, и т д, представляется отнюдь не лишенной физического смысла, в котором ей обычно отказывают!
 



Источник:
Категория: МИР ВОСПОМИНАНИЙ | Добавил: shutovia (03.11.2020) | Автор: Шутов И А E W
Просмотров: 203 | Комментарии: 0 | Теги: Ольгерт, Дольский, condor213, поэзия, Бродский, шнуров, Сапгир, Колкер, Эпштейн, Вулых, Фишкин, Слуцкий, Губерман, Кирсанов, Кацов, Гордиенко | Рейтинг: /
Всего комментариев: 0

Имя *:
Код *:
КАТЕГОРИИ РАЗДЕЛА
СТИХОТВОРЕНИЯ [4]
Лирика любовная, философская, юмор, сатира, посвящения...
ДЕ ОРБИ, УРБИ, ПОПУЛИ... [16]
"Но как непросто - высказаться просто, И в простоте всю мудрость отразить" Авторская трактовка доктринальных вопросов общественного и мироустройства, популяризаторские работы на историческую тематику
ПУТЕВЫЕ ОЧЕРКИ [23]
Сборник путевых очерков с привнесенными моментами общественного звучания.
МУЗЫКАЛЬНЫЕ ВИДЕО [15]
Фрагменты различных музыкальных номеров, подвижные картинки.
МИР ВОСПОМИНАНИЙ [5]
Зарисовки, заметки... О юности, поэзии, поэтах
РЕКОРДСМЕНЫ ЖИВОЙ ПРИРОДЫ [5]
"Списки чудес" животного мира, в которых также описываются уникальные свойства и особенности существ, включенных в эти списки, и приводятся любопытные факты и сведения, их касающиеся.