ЛЬВОВИЯ
(= «Львов и я» = «Львов Игоря Якимовича»:))
(Продолжение «Путешествия из…)
Так вот: на третьем десятке лет рывка из тюрьмы народов в вожделенную запестревшую, поголубевшую, либерально-мультикультуральную Эвропу, это творение девается незнамо куда, а его место занимает незнамо что. Схаменіться, будьте люди, бо лихо вам буде!. Однозначно необходимо вернуть художественной композиции наддверного тимпана водонапорной башни ее изначальный вид!. ..Как хочется по-детски восторгаться, и как не хочется язвить, брюзжать, ругаться – например, что в аскаридообразных головах лебедей фонтана угадывается «творческий почерк» Остапа Бендера с его незабвенным «Сеятелем», и на этой, прости госс.. «реставрации» распилено два бюджетных лимона...
...Насчет русалок другого фонтана, пришедшего в совершенную запущенность – можно, конечно, поприкалываться относительно перевоплощения в дриад (мавок), но что поделаешь с прецессией центров общественной активности... При том, что скульптурная группа выполнена талантливо. В отличие от совершенно несовершенного монумента славы у входа в парк со Стрыйской, представляющего ту же временную нишу в истории союзнореспубликанской скульптуры, где барельефы воинов-победителей на пилоне смахивают на висельников. Во времена открытия которого бытовало мнение, что таким он получился не нечаянно..
Госцирк (стр. 33). Небольшая ретроспектива. Конец 60-х. Капитальная реконструкция. Открытие, как водится, приурочено к юбилею великого октября. И, как водится, наступает аврал. В прорыв, как водится, бросают только что зачисленных студиков-первоклашек, по-львовски фуксов. Кипит лихорадочная работа. Грохот отбойных молотков, гул моторов. Колючая стекловата, которой утепляется купол. Гостиница; слоновник; секретный подземный ход к центру арены для совершения всяческих чудес.. В опалубку колонны загрузили не тот бетон. – А если она п…й накроется? – распекает прораб бригадира, в праведном гневе нарочито не замечающий семнадцаточек-фуксих, чтобы вызвать у них известное состояние своим брутальным мачизмом. Верткий экскаватор непривычно-желтого цвета шустро покрывает плац хитросплетением траншей под разного рода коммуникации. – Смотри, польский – обсуждают два вальяжных мена, возможно, особисты, приставленные для наблюдения за соблюдением – с позволения сказать, государственное дерьмо, а поди ж ты… Вот взять бы, да воздвигнуть такой, знаешь, мемориал юным героям крутых авралов, коварными заправилами режима брошенных в их, авралов, беспощадную молотилку – как оживил бы он обширный плац!.. Правда, именно там этот коварный экскаватор понакопал целый лабиринт всевозможных траншей; неровен час и сядешь со своим мемориалом в канализацию.. Так может мемориальную доску пришпандорить к колонне? А если она – колонна – таки того.. ну, как тот сказал.. Эх, не судьба!. Но мемориал все-таки воздвигли. Только не крутоавральным героям, а лемковскому поэту Б.-И. Антоничу (по-лемковски не писавшему, и ничего сколько-нибудь заметного не написавшему. Как и некоторые другие, неведомые читающему миру титаны пера, удостоенные "именных" улиц, еще и с переулками, при том, что улицы эти помнят имена действительно мировой известности). Ну, и не прямо перед цирком, а чуть в сторонке – хоть он за свою, к прискорбию, короткую карьеру и проявил разнообразные дарования, но цирковое искусство в их спектре не засветилось. Все дело в том, что Богдан-Игорь до 1937 г, когда и свершил свой жизненный путь, жил в доме напротив. Памятник создает романтический, возвышенный образ. Как сказал Горький о Есенине: «с его голубой душой». И удивительно напоминает кузнечика, пиликающего на скрипке, предлагаемого львовскими сувенирными магазинами во времена выхода на экраны мультика с всем знакомой песенкой. Или оба они – детища одного автора, или автору памятника запал в душу тот давнишний сувенирчик. Особливо, ежели он был преподнесен юной дамой сердца.. Надмогильный памятник поэту на Яновском кладбище (стр 37) выполнен в совершенно ином концептуальном подходе. Глядя на который возникает подозрение, что это неуклюжая и топорная карикатура, выдаваемая за шедевр авангардизма или чего там. Кажется, это попытка стилизации в духе праславянской мифологии, бывшей предметом увлечений (занятий разнородных) покойного, но в общем, маемо те, що маемо, мир праху обоих.. Упомянутое кладбище хоть и закладывалось, как место погребения менее обеспеченных слоев, все же располагает монументальными усыпальницами, украшенными высокохудожественными композициями, как например, фамильный склеп Дзендзеловских. Из памятников нового времени привлекает внимание девичья фигура (см. там же) над весьма скромным мужским надгробьем в виде некой возвышенной аллегории, по художественным достоинствам и поэтичности трактовки образа сопоставимая с популярными в сетях шедеврами Лычаковского некрополя
Ул. С. Крушельницкой, 15 (стр. 37). Галерея «продуктовых наборов» (барельефных натюрмортов) данного дома разворачивает перед нами идиллические картины жизни некой четы на лоне природы с их разнообразными сельскохозяйственными занятиями. О чем свидетельствуют изображения многочисленных даров земли, орудия уборки урожая; охотничьи же и рыбацкие трофеи, снаряжение, муз. инструменты представляют богатый и разнообразный мир их увлечений. Присутствуют и портретные маски наших героев. Кто они, узнаем, сопоставив бородача с барельефа с бюстом в руках у статуи Европы, украшающей отель «Жорж», о котором доподлинно известно, что это Л. Маркони. Стало быть, Маркони и есть, тем более, что он же и являлся автором декора обсуждаемого и ряда смежных домов. Таким образом, если не будет доказано обратное, получается, что открыт еще один – второй – скульптурный портрет этой яркой личности и выдающейся фигуры в истории города Львова (фото Европы с бюстом М см на стр. 12). ..Ну, а дама небось благоверная. Родившая ему семерых. Во всяком случае, женщина неординарной внешности. Думается, автор увековечил ее облик не без тени хвастовства: какую женщину любил! Смотрите и завидуйте!:)
Красивы, молоды, сильны, И влюблены друг в друга, На лоне сельской тишины Вели труды, досуги.. Ток времени унес их пыл, Все поглотила Лета; Лишь камень память сохранил, И нам поведал это...
П. Дорошенко, 70 (стр. 41). Медучилище/госмедколедж/медакадемия. Параллелепипед в стиле брежневского функционализма. Изюминка: витражи фасадных окон и особенно большой витраж лестничной клетки, представляющий медицину от средневековья в цокольном этаже и до космической эры под крышей. Содержит некоторые элементы соцэротизма – чисто в разрезе медицинских и технологических подходов. Представляет головную боль для руководства заведения из-за больших потерь тепла. Тем более спешите видеть
Ул. ген. Чупринки, №№50, 52 (стр. 5). Дом Сосновского. Признанный объект туристического паломничества и внимания исследователей Львова. Привлекает внимание своей башней-донжоном. Собственно, № 52, построенный под доходный дом, можно встретить и под именем «Дом Бесядецкого». При всем несходстве силуэтов, «по судьбам» является в некотором роде братом-соперником дома №6 по ул. Героев Майдана: та же неоготика, те же обстоятельства появления на свет, а именно, оба построены маститыми архитекторами для собственного пользования, и практически одновременно. Вилла Ковальчука по Чупринки, 33, далеко не столь популярна, а ее самая броская изюминка – бюст – и вовсе стыдливо замалчивается сетевыми источниками. Указанием, что имхо это бюст Шопена, устраняем белое пятно на карте улицы, но не на самой улице, где ярко выбеленный бюст виднеется издалека. Не избалована вниманием исследователей и улочка И. Левинского, на пересечении которой с ул. Чупринки и возвышается башня Сосновского. Напрасно – она пригрела на своей груди несколько сецессионных домов, весьма нетривиально декорированных – в частности, совершенно неподражаемыми маскеронами-аллегориями дома №4, похоже, олицетворяющими богиню садов Помону.. Восполняем этот недостаток как снимками, так и перечнем прежних ее названий, по количеству которых при длине от силы в полкилометра она в топе лидеров. Итак: Крыжова Бочна; Содовая; Реймонта; Гумбольдтгассе; снова Реймонта; Тудора и, наконец, Левинского, строительного магната, построившего, в частности, и дома Сосновского. В отличие от улицы Здоровья, на которую она выходит, и на название которой даже коммуняки не посягнули, одни немецко-фашистские оккупанты решились на такое святотатство, обозвав ее Цеппелингассе.. Нацюги как есть, что с них взять.. Есть на оной улице дом №7, значащийся, как дом этого самого Ивана Левинского, с таким маааленьким, трудно различимым с земли барельефиком на фронтоне, вся трогательная прелесть которого раскрывается лишь с помощью оптики
Ул. ген. Чупринки, №№21, 36. Дома на «кресте»; ребята с «креста».. Район пересечения трамвайных путей. Любопытно, что улица изначально называлась Крыжовой, задолго до возникновения на ней трамвайного креста, который впоследствии и получила. Вначале было слово! Магия слов, мистика названий.. Как корабль вы назовете, так корабль и поплывет.. Не вызывает никаких ассоциаций?..
Котляревского, 70 (стр. 6). Изначально монастырь кармелиток босых, потом АТС, теперь церковь св. Климента. Сперва связь с богом; потом между людьми; и вот опять с богом.. Ситуативные модификации при сохранении сущности основного профиля... Интересный геральдический барельеф над боковым (служебным) входом, и витражи интерьера – пускай новоделы, но выполненные квалифицировано и талантливо с трактовкой образа Христа, соответствующей отпечатку на плащанице
Метрологическая, 14 (там же). Такой отнюдь не расхожий элемент декоративно-утилитарной нагрузки на экстерьер здания, как солнечные часы, притаился в укромном местечке на вспомогательном строении комплекса виллы Юлиетка. Сравните с аналогами на доме острова Херренкимзе (альб. "Германия", стр 1), и на церкви при подъезде к г. Падуя ("Италия", стр 12)
Пр. Свободы, №№1-3 (стр. 29). Дом Гауснера. При довольно обычном «коробчатом» силуэте, отдаленно напоминающем Большой кремлевский дворец, обилием декоративной нагрузки выделяется даже среди львовских зданий, представляя на своих стенах как картины промышленной жизни общества той поры, так и антологию античной мифологии, любителям которой доставит особое удовольствие полистать каменные странички, узнавая знакомые персонажи. Здесь и боги, и герои от Геракла и до Енея, спасающего из пылающей Трои своего отца, в то время, как один из Аяксов совершает кощунственное насилие над жрицей храма, которой была не кто иная, как дочь Приама знаменитая Кассандра… Все очень красиво вписывается в общую картину падения Трои, но по другим утверждениям это похищение Елены Парисом... Амур и Психе (Псиша) представлены в двух вариациях, при этом левая, на наш взгляд, впечатляет особенно. В доме некоторое время размещалось отделение «Русско-Азиатского банка». И если на Первомайской – пардон, Городоцкой – мы отмечали достаточно органичное включение сталинской застройки в ансамбль улицы, то здесь сталкиваемся с достройкой сталинским ампиром ампира венского. И ничего. Жаль только, что этот первый, совершенно игнорируя статуи, как элемент декора, вместо них увенчал аттики ризалитов фиалами, что создало общий силуэт, но обеднило выразительность в целом. Но – дальше цветочных гирлянд, фиалов и рогов изобилия атеистический сталинианс в деле использования античных мотивов не заходил. В отличие от христианства, хотя и причислившего языческих идолов к легиону лукавого, но никак не препятствовавшего их разгулу в различных сферах светской жизни. А Ватикан так и вовсе стал хранителем крупнейшей коллекции античного искусства…
Дом Пильнера, Винниченко, 8 (стр. 16). Ампирный друг-соперник предыдущего. И, в отличие от него, обильно украшен превосходными скульптурными композициями по аттику. Собрание барельефов очаровашек-путти, с недетской деловитостью занятых самыми разнообразными хозяйственными занятиями, набор мифологических сюжетов, коими украшены стены, если не превосходят по разнообразию антологию дома Гауснера, то во всяком случае, успешно с нею соперничают. Замеченная здесь дама с павлином – это Гера. Мужчина с орлом – разумеется, Прометей. Присутствуют также Арес, которого дразнит Эрот; Асклепий со своим увитым змеями жезлом, если только это не Меркурий; Леда с неизменным (хотя и крайне изменчивым;) лебедем…
Костел Кларисок (там же), ныне музей скульптуры Йохана Пинзеля. Радует своим нарядным видом, эффектной башенкой-сигнатуркой, долгое время скрывавшейся за лесами реставраторов, с увенчивающим ее затейливым крестом в отличие от подчеркнуто-аскетичного креста главной башни. Он, костел, по-женски элегантен, как и положено представителю женского монастыря, и перемигивается с находящимся через дорогу монументальным костелом монастыря бернардинцев. И не только перемигивается, но и сообщается с ним подземным ходом – источником чудес непорочных зачатий, пока в ходе дорожно-строительных работ он не был обнаружен, да еще и со многими детскими останками, и это дело с особым смаком освещалось на лекциях по научному атеизму во львовских вузах, как бесспорное доказательство того, что бога нет.. А мы с особым смаком помещаем накидной монтаж росписи сводов обсуждаемого костела, выполненной Мартином Строинским еще в 1760х гг и сохранившейся до наших дней.
М. Кривоноса, 1 (стр. 42). Туристские маршруты в этом направлении обычно ограничиваются осмотром УЧС (пож. депо) с превосходной статуей св. Флориана работы П. Войтовича. Кто же возьмет на себя труд пропыхтеть, местами включая передок, в направлении Высокого Замка до указанного адреса, будет достойно вознагражден лицезрением великолепной статуи св. Викентия (Винсента) с детьми в хорошей (чур-чур-чур!) сохранности. Свернув на улицу Княжую впору будет включить еще и демультипликатор. И вот город без всяких промежуточных стадий переходит в лес, имя которому – парк Высокий Замок. А на крайнем доме (№16) обнаруживается восхитительный декор в виде путти, на сей раз выступивших в амплуа атлантов, и очаровательной Артемиды, вспаивающей свою лань из рога Амалфеи..
Куда-то сюда – в смысле, к подступам на Высокий Замок – в свое время ходил маленький трамвайчик*, уже тогда умилявший взоры своей экзотичностью на фоне курсировавших по главным улицам и оглашавших их истошным визгом на закруглениях поворотов красных ГДРовских сочлененных гармошек, которые и сейчас не смотрелись бы атавизмом. Этот был чуть ли не деревянным, кажется, даже желто-блакитным, с несколькими деревянными же скамейками, имел пульты управления на каждом конце, стоившие отдельного внимания сами по себе.. Этакий затерявшийся во времени и пространстве осколок прежнего мира на обочине магистральных путей цивилизации.. Конечно, он бесследно сгинул в мутном перестроечно-розбудовувальном цунами – дерево пошло в костры бомжей, металл - в расплодившиеся пункты приема.. А теперь повздыхаем о юрких трамвайчиках Лиссабона, о канатном тянитолкае Сан Франциско..
*Тема развита в продолжении (Очерк "Кто о чем, а мы опять о нем") и проиллюстрирована коллажом на стр 18 3677 682 Львов
Книгарня на Федорова (стр. 19) дарит нам свои вариации на тему античной мифологии. Узнаваемые образы: Леда с лебедем, куда же ей без него; Геракл с яблоками (чуть не вырвалось: «с яйцами» – он их придерживает в том месте) Гесперид; Прометей с реалистично страдальческой гримасой на лице.. Тем более, что орел примеряется вовсе не к печени и сердцу, как вещал великий Кобзарь, а сами видите, куда.. Удар ниже пояса тэсэзэть. Видимо, безымянный мститель, отбивший ему голову, слишком живо прочувствовал все на себе, но вандализм есть вандализм и оправдания ему нет.. Ну, и Венера. Это тот случай, когда надо подписывать – уж очень она того.. не венерическая. Не повезло сему Пигмалиону с его Галатеей, то-бишь, натурщицей. Ну, на вкус и цвет … маемо тэ, що маемо…
Армянская, 23 (стр. 26). Знаменитый – наверняка, не ошибемся, употребив это прилагательное – дом «Времена года». Под самой крышей расположилась галерея дующих ветров, обрамленная гусями с клювами альбатросов. Ниже – великолепная развертка зодиакального круга. Еще ниже – еще одна энциклопедия народной жизни в картинках, на сей раз еще и подписанных приличествующими содержанию цитатами Вергилия. Или, может, наоборот, выдержки из Вергилия проиллюстрированы замечательными по выразительности и мастерству исполнения картинками. Впс также вспомнился Гезиод, его «Труды и дни».. А еще - пластинки с концентратом сведений о человечестве, уносимые «Вояджерами» во вселенские дали… Хронос со своей Линеа Лоци (линия места) в центре этой галереи делит год на «до» и «после», видимо, символизируя летний солнцеворот.. На углу Армянской и Краковской расположен дом Яна Стампфеля, в барельефах которого мы, не в пример авторам викистатьи, увидевших в них лишь общий набор символов торговли, транспорта, процветания, усмотрели четкую технологическую цепочку бизнеса кого-то из его тогдашних обитателей: вот чудо-юдо рыба-кит, отправной пункт этого бизнеса, с аномально развитой черепной коробкой – авторы явно были в курсе, что кашалоты являются обладателями самого большого мозга; а мы исходя из этого в курсе, что на картинке никто иной, как именно кашалот.. Хотя о мозге это так - весь цимес, конечно, в спермацете, которым наполнен этот его бульб.. По ходу, и в амбре!) Затем логистическая составляющая под кураторством покровителя торговли и транспорта Меркурия, и наконец, склад, заполненный бочками с тем же спермацетом, ворванью, ну и сопутствующими... Романтическая сага о меркантильных вещах. Моби Дик в картинках..
Краковская, 4 (стр. 24). Примечателен барельефом «Амур и Психея». Но вот сюрприз: из справки Викимапии явствует, что на этом рельефе представлены Селена и Эндимион. А как же лук, крылья - неизменные атрибуты Амура? Его «активная жизненная позиция» в отношении возлюбленной, в то время, как для последней пары более характерна сцена поцелуя Селеной спящего в пещере Эндимиона (на деле сводящегося к озарению того проникшим в пещеру лунным лучом).. В отношении атрибутов: образ сего последнего как-то не связывают с луком. А крылья - прерогатива богов, но никак не героев. Вы когда-нибудь видели (!) Геракла с его дубиной - и крыльями? Или Ахилла?. Крылышки якобы Селены - это общепринятые крылышки Психе(и). Селену не изображают с крыльями. Ее первейший атрибут - лунные рога. Так что ошибочка вышла (Учли. Детали в "Кто о чем, а..). О технике: проработка барельефа оставляет желать лучшего (возможно, это топорность реставрации - взяли, затыньковали, чтобы поглаже было, да и все), но торс бодибилдера впечатляет
Театральная, 17 (стр. 23). Помпезное здание рядом со школой Мицкевича неплохо подстроено под его силуэт. Фиалы, медальоны… Медальоны пустые! Во, подумалось, уже и львовские сецес-сионисты сталинианса нахватались.. А оказалось, это и есть сталинианс в чистом виде! Разгадка в личности днепропетровца Генриха Швецкого-Винецкого, занявшего кресло главного архитектора Львова.. Но как эти медальонные бельма вопиют: заполните нас! Для изображений светил мировой науки, что было бы здорово, они малы за исключением центрального, да и кто бы сейчас занимался этими Геродотами, Архимедами, Аристотелями, Эратосфенами... А вот оживить их простеньким барельефиком, скажем, раскрытой книги, вполне реально. На центральном же, который как раз в картуше над входом, размахнуться на композицию позатейливей: глобус, циркули, телескоп... Насколько выразительнее и органичней стало бы смотреться здание, расположенное в самой сердцевине исторической застройки! Остановка за энергичным проректором, который проникся бы идеей..
Театральная же может похвастаться самым бюстонасыщенным участком в городе: писатели* книгарни Губриновича перемигиваются с королями епископского капитула через дорогу наискосок: – Привет, Адамек (Мицкевич)! – Здорово, Янек (Собесский)!.. Сочтемся славою, ведь мы свои же люди... (стр 22,23)... *Ян Кохановский, Адам Мицкевич, Зигмунт Красинский, Юлиуш Словацкий, Юзеф Игнатий Крашевский, Адам Асник.
Костюшко, 4 (стр. 39). Дом примечателен поясом медальонов - как упомянул, так и полезло - между 2м и 3м этажами, и ужасающим состоянием, хотя это обыденность, а не примечательность. Ремонт водостоков опоздал десятилетия эдак на два-три, кроме того, как он выполнен, можно видеть на выделенном желтым квадратиком фрагменте – вода как текла по стенам, по этим самым медальонам, подоконникам, разрушая не только лепные украшения, но и капитальную кладку, так и течет.. А между тем, центральной фигурой этого медальонного пояса является барельеф не кого иного, как Адама Мицкевича..
Пр. Свободы, 15, 17 (стр. 30). Здания Галицийской сберегательной кассы архитектора Юлиана Захаревича и, возведенного двумя десятилетиями позже подстраиваясь к первому, Пражского кредитного банка (арх. Матей Блех) образуют архитектурный диполь (пропилеи, ворота), вяжущий пространство, по-львовски выражаясь, браму (банковская брама!:). Экскурсоводы не преминут отметить сходство статуи Бережливости, в составе скульптурной группы украшающей аттик упомянутой сберкассы, с известной Статуей Свободы в устье Гудзона, что, в общем, очевидно. Слыша это, перед мысленным взором восстает статуя Эвтерпы с воздетой рукой на фронтоне дома по Б. Лепкого, 10/12 (стр. 36), от которой (руки) осталась, увы, одна арматурина, держащей во второй руке лиру так, как творение Бартольди держит конституцию; что же было в руке утраченной скажем, когда (если) узнаем.. Несколько лет назад в результате раскрученной пиар-кампании была возвращена отвалившаяся рука статуе Меркурия на здании Дирекции железной дороги по Сечевых Стрельцов, 3 (стр. 40) – насколько удачно, не так ли, как головы ивашкиных лебедей с фонтана в Стрыйском парке? Оно, конечно, на высоте, с земли особо не разберешь.. Хотя все эти над-аттичные скульптуры при ближайшем рассмотрении демонстрируют поразительную проработку деталей – живые лица.. И сколько же их, недосчитывающихся конечностей – и на доме Пиллера, и на пассаже Феллеров.. Меркурий оказался по сравнению с ними в выигрышном положении благодаря своей броскости, а дойдет ли черед до перечисленных.. Но к Кассе Бережливости. Возведенная в стиле питтореск («живописный»), она всем своим видом и внутренним убранством вопиюще диссонирует с доктриной этой самой бережливости, споря с самыми пышными и нарядными зданиями города. Как прокомментировал Ф. Шаляпин фразу из «Интернационала» «Мир хижинам, война дворцам»: почему не наоборот? Неужели мир станет лучше, если в нем останутся одни хижины? .. Он не бывал на Буковине, где крутой котедж или виллу называют хижей.. Вестибюль, среди прочего, украшает скульптурная группа «Фортуна венчает труд» авторства не Маркони, как можно было бы предположить, но Юлиана Марковского – дьявольская разница! – тоже весьма плодовитого львовского скульптора, набившего руку на надгробных памятниках, мастерской по изготовлению которых он владел, и благодаря которым, а также монументам историческим лицам, в числе коих и венценосные особы, и например, Килинский (стр. 66), снискал славу.. Эктопаразит на постаменте изображает муравья. Вообще, муравей принят в качестве символа заведения, фигурирует также на витражах, как олицетворение трудолюбия и запасливости. Но почему не пчела? Видимо, основатели кассы хотели избежать сравнения вкладов своих клиентов с пчелиными запасами, систематически и системно у пчел отнимаемыми.. Маскерон пса над бывшей комнатой привратника также пользуется повышенным вниманием. Было бы любопытно прочесть польскую надпись над дверью, но она, в отличие от других, где хоть что-то можно разобрать, вымарана совершенно. Исходя из маскерона и польского перевода термина «привратник», там было написано (латиницей, разумеется) «стражник»..
Визави сберкассы Пражский банк сооружен в стиле поздней сецессии. В общем, источает своим обликом и стилизованным декором футуристические веяния. Адам и Ева центральной барельефной композиции, стереотипной для обоих фасадов, напомнят нам изображения по Костюшко, 6 (стр. 39)…
Сечевых Стрельцов, 2, 3 (стр. 40). Доходный дом гр. Карницкого и Дирекция ж. д. Величественные здания своими навершиями создают архитектурные ворота на упомянутую улицу, при этом композиция аттика дома №2 вписана в банковскую браму, как камень в оправу. Дом украшен классикой – львы, грифоны, змеи, амуры, сфинксы – в весьма необычных сочетаниях, с динамизмом коллизий и совершенством художественной проработки. Пилоны сквозного проезда украшают волоокие кариатиды – напомним: Гера имела эпитет «волоокая», что по тем временам считалось высшей пробой женских прелестей; там же, на уровне колена пристроились маскероны львов подобно псам, выглядывающим каждый со своей конуры…Дом Дирекции бьет под дых наборами разнообразного железнодорожного причандалья. Неизменный гривастый лева выступает в несколько необычной роли шефа или куратора всего этого. Ну, как Лаврентий Палыч, успешно курировавший ядерную программу… Богини, сообразуясь с моментом, в качестве жезлов сжимают в руках регуляторы Уатта… Интерьер свода лестничной клетки декорирован росписью и полихромной лепниной, с железной дорогой уже никак сюжетно не связаной. Видимо, это делалось позже, после перепрофилирования его в отель «Империал»… Подворотня, ведущая в пассаж Гауссмана (проезд Кривая Липа), также украшена вычурным декором
И о прозе жизни: статуе Меркурия, о восстановлении руки которой уже был разговор, для выполнения этой работы сооружали громоздкую конструкцию навесных лесов. Казалось бы, самый раз восстановить всю композицию фронтона. Но нет. Строго рука. А фланкирующие фигуры, зубцы… Ведь проводилось же какое-то экспертное обследование, составлялась дефектная ведомость, проект... Нехватка средств, недодел в итоге оборачиваются утроенными расходами.. Впрочем – так ведь и попилить можно не раз и не два!. На доме Карницкого другой нюанс: в одном заведеньице подбелили барельефы на своем участке фасада; симметричные же с другого крыла тихо и мирно пылятся… Привычная в наше время чересполосица и отсебятина. Эти покраски-побелки части целостного художественного ансамбля с кем-то согласованы, кем-то санкционированы?.. Ну, а покамест наслаждайтесь ею, сей дивной красотой, друзья!.. Вот и понаслаждались – при очередном посещении морда одного из львов зияет свежими щербинами... Заезжали по тротуару между столбиками, ограждающими его от проезжей части (!!!) и стеной с этими самыми львами..
«Здесь очень любят строгие законы –
В их нарушеньи больше остроты»...
Посмотрите в его глаза. Он как чувствовал. Пережить почти два столетия, две мировые войны, три государственности, чтобы в четвертой, такой совсем украй эвропейской, стали ездить по твоей исторической морде! ..И что, так и сойдет с рук?..
Коперника, 1 (стр. 11). «Пассаж Миколяша». Находящееся здесь здание построено на месте аптеки Миколяша «Под золотой зоркой», связанной с изобретением венскими экспериментаторами Зехом и Лукасевичем керосиновой лампы. Хотя сей акт творения происходил не здесь, а на Краковской. Там же находилась мастерская жестянщика, которому заказали первый прототип, а новодельный мемориал, все это увековечивший, оборудован в игривом ключе по ул. Армянской, 20, в ресторации «Гасова лямпа».. Нынешняя звезда, украшающая аптеку на Коперника, сработана в стиле, направляющем воображение не в глубь веков, а на евроатлантическую розу ветров. А вот приделать девушке провалившийся нос, тем более, по профилю положено, аптека все-таки, не удосужились.. Ну, и проход в разрушенный войной пассаж Миколяша - всё, что от него осталось...
Коперника 50. Симпатичная вилла, среди прочего привлекающая внимание милой кариатидкой с кувшином у пояса, в памятниках архитектуры не числится, а зря. А попадя к Франко, 40, мы с некоторым изумлением – ба, знакомые все лица! – обнаружим таких же кариатидок, но уже в компании внушительных бойфрендов-атлантов с интересной атрибутикой, что-то вроде лаптей и вериг.. Никакой инфой по указанным объектам сеть не располагает, за исключением, разве, рекламы апартаментов, лихорадочно устраиваемых внутри, пока дом разрушается снаружи, теряя свою художественную ценность и историческую аутентичность, для туристов, едущих эту ценность и аутентичность, а вернее, ее остатки, посмотреть – все эти воздеваемые к небу арматурины вместо рук, безголовые, безликие (обезличенные) скульптуры, маскероны…
Пл. рынок, 28. Каменица Гецинеровская (стр. 21). Домик – куколка. Изобразительный декор представлен исключительно маскеронами, зато нескольких типов, отсутствие же сюжетных, тематических барельефов весьма своеобразно восполнено обилием латинских афористических изречений. К сожалению, они сливаются с фоном и практически незаметны. Их бы имхо «вызолотить» - и общий вид фасада стал бы еще цветистей, и читабельность резко повысилась.. Вещий смысл сих перлов мудрости ввиду наличия в сети не дублируем. Упор на латынь объясняется просто: владельцем дома был лейб-медик короля.. Несколькими подобными надписями украшена и угловая каменица Шольц-Вольфовичей (№ 23, там же), но там главной болевой точкой является уникальная скульптурная композиция «Крещение Иисуса», находящаяся в катастрофическом состоянии, в свете чего косметическая подкраска надписей минуя решение этой главной задачи выглядела бы достаточно издевательски
Лычаковское кладбище (стр. 45). Памятник нашей современнице, спортсменке О. С. Бно-Айриян, по художественному совершенству, выразительности и психологизму образа выходит в ряд самых запоминающихся произведений сего величественного некрополя, насыщенного шедеврами скульптуры и зодчества выдающихся мастеров*. Рядом, как бы для сравнения - знаменитая «Спящая красавица» – творение уже известного нам Ю. Марковского в память родственницы. Там – прекрасная элегическая аллегория (элегизма в ущерб драматизму ей добавило исчезновение ангела смерти, изначально установленного в изголовьи) эпохи расцвета львовского орнаментального романтизма, здесь – психологизм и фактурность. Достойная визитка нашей эпохи грядущим поколениям. Тоже, между прочим, имеющая своих конкретных создателей, наших современников. История его появления совпадает по времени с раскомплектованием, назовем это так, соседней исторической гробницы. Что недопустимо. Целостность означенного артефакта должна быть воссоздана. Но к теме прекрасного: жаль, что время орнаментализма прошло. Тайм из, тайм воз, тайм паст. Но мир развивается по спирали. Которая одновременно Уроборос, лента Мебиуса, Гордиев узел, кубик Рубика.. Как наскучит изображать восторг при виде танцующих домов из стекла и бетона и прочих конструктивистских монстров. так оно и вернется, пускай и в другом качестве...
*А первая в этом ряду Дзюня Л. Маркони (см там же), какой ее увидел и запечатлел автор сих строк. Маркони весьма плодовитый скульптор. Но не видев Дзюни подлинного масштаба его дарования не постичь.
Выделяющиеся своей заметностью памятные сооружения активно обновляются. Нужная вроде бы вещь. Но вот какой оксюморон: замшелые, потемневшие, они источали дух времени, основательно рассеянный произведенным марафетом. Не лучшим образом на облике кладбища-музея (мавзолеев денежных мешков:() сказалось по существу демократичное "уплотнение" его сов- и постсоветскими захоронениями, за немногими исключениями, далекими от претензий на причастность к искусству. Арт фри, т ск..
Лычаковская, 34, 36 (стр. 45). Тема путти, занятых всевозможными видами хозяйственной деятельности, на указанном доме выражена погружением этих очаровашек в сферу богемных профессий: тут и зодчий, и скульптор, и коллега коротышки Тюбика, пишущий портрет своей Камаспы – разумеется, неглиже, как принято у путти..
Лычаковская, 175. Костел Марии Остробрамской. За ответвлением к Лычакивер фритгоф Лычакивка вырывается из каменного мешка на оперативный простор, и указанный храм величественно возвышается на взгорке, как-бы утоляя наши пени в адрес костела иезуитов (см. в предыдущей части). А они и сопоставимы по размерам, и высоченная звонница-каланча где-то тоже фантомирует по надобранной иезуитской.. Его фасад весьма оригинально стилизован под раннехристианские базилики. Конечно, объект нашего теперешнего внимания сущий новодел по сравнению с трехвековым иезуитским, но тоже имеет свою, овеянную легендой, реликвию – великолепную мозаичную икону Божьей Матери Остробрамской, пострадавшую в военные годы от попаданий пуль, о чем с жаром поведала нам служительница культа (ныне здесь расположился униатский храм Покрова Пресв. Богор.) что, разумеется, способствует вящей сакральности указанной иконы.. По другую сторону улицы, попросту говоря, через дорогу, образуя архитектурный диполь с храмом, возвышается памятник герою Рацлавицкой битвы Бартошу Гловацкому, горделиво попирающему отбитую им у клятых москалей (г)армату в позе нардепа, фоткающегося на память с тушей заваленного им из штуцера во время депутатских вакаций носорога.. Святое дело! Бо цэ, знаешь, такэ, шо треба!..
И. Слипого, 9 (стр. 50). «Дом Зиманда». В Сети есть информация об этом доме. Вот и наше рабочее название принято по фамилии первого владельца. Из новейшей истории – о бесследном исчезновении аутентичных художественных решеток ограды в ходе ремонта 2012 г, когда в него въезжала (или уже была там?) прокуратура Лычаковского р-на. Размещаем фотореконструкцию их вида, выполненную по сетевым источникам.. Амфитрита неподражаема. Хорошо, хоть ее не выковыряли – не металл.. – Дай сы на стшыманне! – хрипит оседланный ею взмыленный кит (тритон), но каждый извив ее эротично закрученного хвоста выражает непреклонность.. Капители, фриз.. Элегантность, изящество.. И – затеки. Свеженькие, послеремонтные, но основательные. Говорят, можно загипнотизировать человека так, что он не сможет зажечь спичку – при попытке чиркнуть спички будут ломаться в его пальцах. Похоже, какой-то злой гипнотизер проделал нечто подобное со львовскими укладчиками водосточных желобов и труб. Улица Слипого упирается в крутой косогор, над которым под №33 возвышается бывшая Гюнвальдская бурса. Видимо, к ней должна была вести эффектная парадная лестница, но не срослось, зато зарослось буйным лесом, главным стал вход с внутреннего двора, а предполагаемый парадный забыт, забит, и полюбоваться барельефом Ю. Смольки междуделком могут лишь забежавшие курнуть да, пардон, отлить..
Князя Романа, 5 (стр. 13). Величественное здание гимназии им. Франца-Иосифа (ныне уч. корп. НУ ЛПТ) украшено галереей статуй вошедших в историю польских деятелей, а именно (слева направо): Н. Коперник; А. Мицкевич; Т. Чацкий, разносторонний энтузиаст, в т. ч., автор «Исследования о евреях» («Розправа о жидах»); И. М. Оссолинский, историк, библиограф, просветитель Галиции (в польском ключе; см. библиотеку «Оссолинеум»); философ и общественный деятель Я. Снядецкий, и епископ Я. Длугош, историк и дипломат. В корпусе рядом, бывшем здании Галицкого краевого суда, в замечательно расписанном фойе левого крыла, находится скрытая от нескромных взоров статуя Юстиции работы Антона Попеля
Б. Хмельницкого – Замарстыновская с прилегающими (стр 50). Зажелезнодорожье, с вашего позволения. («зажелезнодорожье»= «замарстынов». Получается, что «Марстынов» = «железная дорога»?)), с давних пор промышленный район Львова. О чем напоминают возвышающиеся тут и там закопченные фабричные трубы. Но по насыщенности архитектурными изюминками не уступающий любой другой части города. Тут и местный Нойшванштайн, позиционируемый, как фабрика повидла, а на самом деле производивший спиртные изделия; и костел св. Мартина с восхитительными капителями пилястр, и очаровашки-путти, застывшие в вечном упоении вакхического танца… Ну, и как и везде, на всем, или почти на всем тлетворная печать времени вплоть до аналогий с известной зоной отчуждения. Самое то для набирающего популярность урбекс-туризма.. Эх, а каков он был где-то в 30-х, при полном своем параде.. А на улицах звучала сочная галицкая гвара, но это так, для воссоздания атмосферы.. Замарстыновская располагает парой изюминок, достойных отдельного упоминания. Это костел миссионеров (Франциска Ассизского), представляющий строгую до аскетизма трактовку стиля барокко со статуей упомянутого святого на фасаде, и замечательная каменичка, притаившаяся в тупичке, гордо именуемом улицей Садока Баронча (стр 58), обильно декорированная, а венцом этого декора является влюбленная пара атлантов, застывших в интимной переглядке боковым зрением, ставшая (нечаянным) открытием автора, поскольку в сети по ее поводу царит торричеллиева пустота* (*P. S. Попытку ее заполнить см. в оч. "Кто о чем, а мы..")... С Замарстыновской, следуя Лемковской-Кулиша-Балабана-Ляйнберга-Раппопорта и далее через Городоцкую Наливайко-Тиктора можно предпринять большой траверс по еврейскому Львову. Расположенная в доме рядом с банями Мейзельса кофейня «Штука» (Котлярская, 4) с неким подобием музейной экспозиции на еврейскую тематику, украшающим его стены, и персоналом в вышиванках и нормолексикой, выдержанной в характерной для запада страны аффектировано нормолексической струе. В общем, это не еврейский клуб. Оболочка есть, содержимого нет. И вот, когда вы уже устанете блуждать вокруг Еврейской промышленной школы на Таманской; по ул. Пантелеймона Кулиша, на которой кулишем отродясь не пахло, а пахло мацой и всякими прочими кошерностями, и совершите анабазис через Городоцкую с ее очагами иудаизма и хасидизма сверху и донизу, вы попадете на ул. Наливайко, имеющего к еврейству такое же примерно отношение, как и Кулиш, но где опять наткнетесь на исписанные идишем стены. И когда у вас от всего этого закружится голова и покажется, что вы уже никогда не выпутаетесь из этих жидовских, как тогда без всякого ругательного подтекста говорили, закоулков, и будете блуждать по ним, аки Агасфер, он же вечный жид – вы сомнамбулически ныряете в узкий проходик – пассаж – и вот он, глоток свободы в буквальном смысле – оказываетесь на проспекте Свободы в виду величественного фасада Львивской оперы! В то время, как наша незалежная Нэнька претерпела обратную эволюцию: пресытясь свободой по-тягнибоковски, она сомнамбулически нырнула в ностальгический серьял о слуге народа, и прониклась настолько, что приняла в свои изменчивые (зрадлыви) объятия симпатичного хохмача Вованчика Ze..
Кстати, о нем самом. О львовском оперном (стр 28). У кого-то из читателей сих пестрых глав может возникнуть вопрос: а почему же оный Куллинан львовской архитектуры совершенно выпал из внимания автора? Конечно, шедевр Горголевского великолепен. Он сделал проспект храмом, где сам стал алтарем. Может в сравнении с оперой Гарнье он и Куллинан-2, но не менее фантазиен, элегантен, выразителен, даже игрив своей "Фортуной" центрального входа в противовес ампирной помпезности парижского визави. А философизм горельефной группы фронтона! А тыльный фасад!. В параллельной реальности он, по аналогии с Гарнье, вполне мог бы получить название "опера Горголевского". В запале грезились и золоченые статуи, и памятник на месте некогда находившегося там "дида з комына" (Ленина) тем более, что этот театр стал и лебединой песней его создателя, и увы, причиной ухода из жизни; но осененный музами барельеф в фойе восхитительней памятника!.
Горской, 5 (стр 1). «Дом Рацлавицкой битвы», украшенный, наряду с прочим, барельефами, изображающими картины упомянутого исторического события. Верхний отличается броскостью и эффектностью; нижний – красноречивым психологизмом со-отношений различных этно-социальных типажей. Рассматривая которые вспоминается, что и отец выдающегося западноукраинского писателя был кузнецом.. Столь примечательный дом притаился в укромном дворике совсем рядом с вокзалом, но туристским и реставраторским вниманием отнюдь не избалован как по причине укромности, так, возможно, и в силу содержания изображений, представляющих вехи истории другого государства. А реставрации он, как и большинство его собратьев, заждался – в сети можно встретить изображения, где левая башенка, хотя и с трещиной, но еще не утратила своей части, как это наблюдается сейчас. Теперь вот правая готова последовать ее примеру
Истоптанный туристами проспект Шевченко упирается в автомобильное кольцо, от которого лучами расходятся несколько улиц. Коротенькая улочка Фредро (стр. 59), выходящая на пр. Кн. Романа, порадует небезразличных обильно декорированным военной атрибутикой офицерским казино с выразительной скульптурной группой, украшающей фронтоны окон; напротив же, на четной стороне – дуплетом домов-близнецов с восхитительными очаровашками путти на фронтонах, застигнутыми среди карнавала в их стране вечного детства.. В противоположную сторону от того же кольца Шевченко отходит улица Драгоманова, на которой отметим монументальное здание библиотеки ЛНУ с атлантами работы А. Попеля, росписью читального зала Ю. Макаревича (Ю. Буцманюка?), и конечно же, квинтэссенцию всех львовских вилл (которые сами по себе квинтэссенция всех прочих вилл)), виллу-дворец Дуниковского (стр. 60), объект широко известный и популярный. Созданная по принципу «кашу маслом не испортишь», она примечательна гармоничностью увязки обильного и разнообразного декора, избежав впечатления перегруженности - в отличие от, например, киевского дома с химерами, хотя под впечатлением от «виллы монстров» (вилла Палагония), несомненно посещенной путешественником Дуниковским, утыкана по аттикам разными диковинными головами. Добавьте к этому чрезвычайно выигрышную посадку на рельеф.. Озадачивает встреченное в сети название скульптурной композиции фронтона - «Орфей». Орфей, стреляющий из лука вместо сольфеджирования на лире - помилуйте! Это однозначно Аполлон!. Но композиция бесподобна. А попа путти, сующего ручонку в пасть льву, на взгляд чадолюбивого родителя так и просится ее обчмокать.. Этим фронтоном, да и общим впечатлением, вилла перекликается с уже отмеченным нами оперным, с которым еще и строилась в одно время (какой-то элемент состязательности напрашивается!) и, подобно детищу Горголевского, стала венцом творения Владислава Рауша.. На задворках привлекает внимание древний языческий монумент, т. наз., Лопушанский Световид, которому, кажется, собираются приделать уничтоженные лики, что явится полной профанацией, хотя и так непонятно, что в нем аутентично, а что приделано, в нынешнем своем виде представляющий, имхо, земной шар, покоящийся на четырех ногах. Вообще, конечно, темная история – навершие с квадратным гнездом под крест наверняка было изготовлено вместе с ним; шар вообще непонятно откуда взялся..
Возвращаясь к кольцу Шевченко, как мы сами его нарекли – оно находится в месте слияния последнего из нескольких, давно уже подземных ручьев, по преимуществу называемых Сорока, с собственно Полтвой (которая вначале Пасека), и когда-то здесь был мост через нее со статуей Яна Непомуцкого, давным давно канувшей в Лету, которая же и Стикс, а теперь еще и Полтва.. Наверное, каждый, увлеченный стихией Львовии, или Львовианы, в определенный момент задается вопросом: из каких таких таинственных далей течет оная река, где ее истоки? Вдохновенно мурлыча (а может, и затянув во все горло) «издалека доооооолго течет река Полтва», с донкихотской пикой наперевес бросается он на открытие сей терры инкогнита… и получает неизбежное отрезвление: все эти таинственные неизведанные дали, вся крона истоков и притоков Полтвы находятся в пределах современного Львова – Железна ВОда, Погулянка, Медик, на катке которого в бытность фуксами мы рассекали на коньках.. В обчем, больше не секрет – Лукоморья вовсе нет – и далее по тексту.. Последующее течение сей достославной реки тем более лишено какой-либо интриги: его единственный романтический момент – прохождение под оперным театром, где даже имеется оборудованный спуск. В конце концов, чудовищно вздувшаяся от обилия отходов жизнедеятельности большого города – а львовяне, при их холерическом темпераменте, свидетельством которого является степень общественной активности, и уровень метаболизма имеют соответствующий – вырывается она из своей Клоаки Магна на оперативный простор, чтобы тут же угодить в миносовы лабиринты очистных сооружений, но это уже совсем сплошная проза.. В исчерпание гидрографической темы: отсутствие во Львове более полноводного водотока, нежели Полтва, объясняется его расположением на главном европейском водоразделе. Зато львовяне могут похвастаться тем, что вода с разных скатов крыши костела Эльжбеты (стр.1), воздвигнутого на одном из не воспринимаемых зрительно перегибов этого водораздела, течет в разные моря:) При этом историческая сердцевина города с Полтвой, впадающей в Западный Буг, принадлежит балтийскому бассейну. Собор, к слову, возведен в память Елизаветы (Сиси), австрийской императрицы, личности в свое время весьма популярной, уже известной нам по очеркам об Австрии и Венгрии.
Проспект носит имя Шевченко, а памятник последнему водружен на проспекте Свободы. Нелогично. Архитектурной доминантой проспекта, по кр. м., одной из таковых, является величественное, богато покрытое золотой смальтой, здание Торгово-промышленной палаты (стр. 57), располагающее и соответствующим интерьером с большим количеством замечательных витражей, увы, ставшим недоступным для посещения из-за того, что в нем разместилась облпрокуратура. Надо либо выделить определенные дни для посещения указанного объекта, пускай и на платной основе, о чем известить объявлениями на входе, либо убрать из стен историко-художественных памятников учреждения с режимным статусом. То же касается и Галицкого земского кредитного об-ва, ныне отделения НБУ, по Коперника, 4 (стр. 11) с его операционным залом, и других им подобных.
Глубокая, 8, 10. (стр. 4) Зеркальные близнецы архитектора Богуславского. Последний украшен мемориальной таблицей, повествующей о проживании здесь до выезда в Америку матери американской певицы Квитки Цисык. За незнание которой высококультуральная патриотически налаштованная интеллигенция, патриотическая налаштованность которой автоматически обеспечивает недосягаемый уровень высококультуральности, сотрясает парламентские своды ревом: «Де-би-лы! Де-би-лы!». И впрям, как можно знать Аллу Пугачеву, и не знать Квитку Цисык?? Вот дебб…
На вгороді верба рясна. Там стояла дівка красна. Вона красна ще й вродлива. Її доля нещаслива…
В нашу студенческую бытность большей популярностью пользовалась канадская группа «Дрифтерз файв», более известная в обиходе, как «Украинские Битлы», довольно талантливо перепевшая кроме нескольких битловских вещей еще и «Серчес» (на которых после хорошо попасся Крис Норман со своими Смоками, как склоняла их незабвенная ангелоподобная Анечка Б, увы-увы..), и «Кингстон трио» на сочном галицком говоре, бывшем в то время обыденностью на улицах Львова, а ныне, увы, практически полностью вытесненном нормолексическим денатуратом…
І не є світу сонця, І Луна не зійшла –
Незчисленнії цьомці Ти ми в бузю дала...
Ми блукали доволи Серед темної мгли –
До якоїсь стодоли Ми з тобов забрели,
І я грав тя доволі, І спускав на жи.. хм-хм –
В франсуватій стодолі Був страшенний сморід..
***
А я хлопець із Самбора, вуйко вмер, а вуйна хора, гуляю, співаю, як холєра!..
Мейнстримом, конечно, были Битлы в оригинале. Кристи, своей Желтой Рекой порвавший все хит-парады; Ти Рекс, Слэйд.. Червона Рута!. Танцы в Ляпе, где местный джаз-банд исполняет эти вещи, пока администрация не запретит их из-за тлетворного влияния, приводящего в исступление танцующую публику.. Солнцедара для удара в сумерках опустевшей детской площадки (мятное драже дезодорант!), чтобы с первыми мощными аккордами стремглав лететь через весь зал к облюбованной партнерше (ибо она облюбована не одним тобой!), хватать ее, и вливаться в колыхающееся в такт музыке месиво юных тел, будучи прижатыми им друг к другу и становясь органической его частичкой! Да.. Но к теме: дома разнообразно декорированы - подъезды с узорчатой плиткой, лепниной, потолочной росписью и остатками псевдовитражей. А вот величественные маскероны, венчающие фронтоны, варварски «отреставрированы» с помощью кирки и мастерка; один, у которого еще различимы черты нижней части лица, в ожидании своей участи. И старый прикол в разрезе изложенного уже как-то не веселит:
- Ура! Я изобрел автомат для бритья!
- Но как? Ведь каждое лицо имеет свои неповторимые черты!
- В первый раз – да…
По руке Меркурия прям целое общественное движение. А параллельно - обыкновенный вандализм. Как это совмещается в одном соц организме? Вот бьют в литавры, что по суду снесли нарушающий истор. застройку новострой. А кто кого и какими ареопагами обяжет исправить сие бесчинство?. Зато владелицу домов Гелену Рысякову уже пишут Рысяк. "Отреставрировали", как маскероны..
А тут кують державности основу Минуле звично змодифікувавши Але яка то вийде розбудова, Коли підмурок – з видумок і фальші?..
Источник: