Пятница, 27.06.2025, 17:24
Приветствую Вас Гость | RSS

 
И. А. ШУТОВ (ShutovIA)
Странствия, Стихи, Суждения, Резоны

Каталог статей

Главная » Статьи » » ПУТЕВЫЕ ОЧЕРКИ

Питерские мегалиты ets

 Мегалиты древности со всеми их загадками, подлинными и надуманными, окутывающими их происхождение неким магическим флером, являются неисчерпаемым источником вдохновения для любителей загадочного, неизведанного, мистического, побуждая их выстраивать самые экзотические теории происхождения предметов своего, подчас не совсем здорового, интереса. А как обстояли дела на ниве мегалитического строительства в более поздние времена, вплоть до современности? Обратив испытующий взор на сей животрепещущий вопрос, обнаружим, что по прошествии веков это дело, хотя и несколько захирело, но окончательно не зачахло, а Россия и здесь оказалась впереди планеты всей. Необходимое уточнение: «мегалит» в нашем понимании автоматически означает, что он является монолитом, объект же, составленный из нескольких мегалитических монолитов будет представлять собой мегалитическое сооружение. В итоге импровизированной инвентаризации мы выделили на территории страны четыре таких объекта, причем три из них сосредоточены в Санкт-Петербурге, четвертый же находится в его окрестностях. Таков ответ Северной столицы на Царь-колокол и Царь-пушку Первопрестольной. Итак, номер первый. Гром-камень, ставший постаментом для Медного Всадника.

«На одной из петербургских площадей Екатерина воздвигла бронзовое изваяние Петра Великого. Этот памятник, работы талантливого Фальконета, имеет подножием огромную гранитную скалу.» Граф Луи Филипп де Сегюр. Записки графа Сегюра о пребывании его в России в царствование Екатерины II. 1785-1789

Самый большой монолит, перемещенный людьми за всю историю человечества. При том, что каких-то принципиальных новшеств в такого рода предприятиях, начиная еще со времен античности, изобретено не было, а исходный вес глыбы превышал полторы тысячи тонн. Эпопея с его поисками, нахождением, и особенно, доставкой читается, как захватывающая приключенческая повесть. Так же, как и в древности, сию махину, помещенную на специальную платформу, тянули по расчищенному и подготовленному пути с помощью воротов – кабестанов. В день проходили шагов тридцать. Переход водным путем через Финский залив осуществлялся на особой барже, закрепленной между двумя парусниками, с риском утопить и махину, и не только ее. Но в итоге, невзирая на трудности и осечки (глыба опрокидывалась набок), все закончилось полным триумфом, чему и современники и последующие поколения, включая нас с вами, стали восторженными свидетелями. Творение, достойное правительницы – инициатора, вдохновителя и организатора сего грандиозного предприятия. Памятник, воздвигнутый ее волей Петру – это памятник самой Екатерине. Она как-бы задала  моду и установила планку на создание мегалитических творений до того, как эта мода возникла и распространилась благодаря египетской экспедиции Наполеона, открывшего так называемому цивилизованному миру эту древнюю страну, и удовлетворялась (мода) посредством массового вывоза оттуда, по существу, разграбления, в частности, обелисков, украшающих ныне площади нескольких городов как Старого, так и Нового света. История создания мегалитической «суповой миски» в Люстгартене где-то повторяет в более скромных масштабах эпопею Гром-камня.

Номером вторым в нашем списке, еще более броским, хотя и несколько менее массивным, стала Александровская колонна –  Александрийский столп, как назвал её поэт – воздвигнутая внуком Екатерины, пошедшим по стопам своей великой бабки. Данное мегалитическое сооружение представляет собой 600-тонную колонну, водруженную на 400-тонный монолитный цоколь. Сама по себе колонна является высочайшим и массивнейшм монолитом, когда-либо установленным человечеством вертикально на другой монолит. Правда, в процесс ее доставки уже вмешался технический прогресс – буксировка баржи с заготовкой колонны через водное препятствие осуществлялась двумя пароходами – пироскафами по выражению Пушкина – что несущественно, так как все работы по подъему и установке были выполнены традиционными методами с использованием мускульной силы более полутора тысяч человек. Поймавший кураж Монферран предлагал Николаю прорубить в колонне спиральный внутренний ход наверх, но монарх благоразумно отклонил это предложение, сохранив для нашего списка нетронутую цельность монолита. Открытие памятника превратилось в триумф нации – торжественный молебен с коленопреклоненным императором, военный парад при огромном стечении ликующего народа:

Кричали женщины ура

И в воздух чепчики бросали…

Большая Колыванская ваза, самая большая в мире – позиция №3 нашего перечня. Уступая Люстгартенской чаше размерами и массой монолитной части, хотя это вещи, сравнимые весьма условно, она превосходит ту ценностью материала (яшма против гранита), броскостью силуэта и богатством художественного оформления. Неронова порфировая чаша, стараниями ретивых блогеров, не почувствовавших разницы между периметром и диаметром, пошла сотрясать интернет-пространство своими тринадцатью метрами окружности, выдаваемыми за поперечник... Да, так вот: одиссея нашей рекордсменки из Алтая в город на Неве, происходившая на особых дровнях, влекомых то шестью сотнями человек, то полуторасотней лошадей, а затем водным путем по маршруту Чусовая – Кама – Волга – Мариинская водная система – Нева, вызывает в памяти песню о Каховке, где есть строчка: этапы большого пути. Начавшись задолго до возникновения идеи об установке Александровской колонны, эпопея Колыванской вазы получила успешное завершение лишь пятнадцатью годами позже открытия первой, когда вазу силами 770 рабочих водрузили на сооруженный для нее фундамент. Ее общая масса – 19 т; размеры монолитной части 5,04х3,22 м. Колыванская ваза вошла в геральдику Алтайского края. Установленная на момент обозрения вашим покорным слугой по диагонали в тесной сумрачной комнатушке (так запечатлелось в памяти), она возбудила фантазии на тему: ее бы в фойе перед парадной лестницей, чихули (что ли).. Фантазии живы до сих пор... Колыванская – не единственная мегаваза Эрмитажа. Там же находится и Таганайская авантюриновая, или таганитовая. Она поменьше, круглая, но тоже впечатляет: диаметр 2,46м, высота 1,46 (ножка тоже приставная), вес за 4 т. Вся ее эпопея по времени практически совпадает с таковой ее большей подруги – 1я пол. ХΙХ ст.

Царь-ванна, Баболовская ванна. Мы поместили ее на четвертую позицию из-за того, что она находится в некотором отдалении от первых трех объектов, образующих мегалитический треугольник в пределах километра, в то время, как Баболовский дворец, а точнее, то, что от него осталось, находится на расстоянии  25 км от Дворцовой площади. Баболовская ванна – единственный из наших объектов, не обязанный своим происхождением царской фамилии, и единственный, возле которого не ступала нога автора этих строк, хотя она и ступала вокруг всех остальных, включая и Люстгартенскую вазу, и Неронову чашу). Зато автор прислужился ей, исправив в вики-статье ляп о толщине ее стенки в 45 см! – та же история с диаметрами и периметрами применительно к санти- и миллиметрам)).. По своим параметрам ванна, при диаметре за 5 м, высоте ок 2м и весе без малого 50 т, вне сомнения, третья в нашем списке. Работа над ванной продолжалась десяток лет, с 1818 по 1828 годы, т. е., параллельно с изготовлением других упомянутых здесь мегалитов, что подтверждает обоснованность нашего утверждения о возникшей в то время моде на мегалитические произведения. Ванна получила достойную оценку современников. Отмечена филигранность ее изготовления. Подчеркивалось, что со времен Древнего Египта неизвестно ничего столь колоссального из гранитного монолита, при этом, к удивлению иностранцев, вся работа по ее созданию выполнена русским мастером. Любителям связанной с мегалитами мистики останется гадать, как этот Самсон Суханов умудрился угадать или рассчитать минимально необходимую толщину стенки ванной для выдерживания давления налитой в нее воды. Подобную же пищу для ума доставит напоминание, что Александровская колонна никак не скреплена со своим основанием, удерживаясь на нем исключительно за счет собственной тяжести, из-за чего некоторые современники избегали гулять рядом, или проезжать мимо нее в карете. Вот такой получился реестр. Но последней точкой над «і» в нем станет предмет, к мегалитам никакого отношения не имеющий, зато самым прямым образом связанный с упомянутыми вначале московскими раритетами и конкретно с творцом царь-пушки Андреем ("Ондреем") Чоховым. Это отлитая под его началом в 1605 г «супер»мортира, получившая впоследствии известность, как «мортира самозванца», поскольку была изготовлена по повелению Лжедмитрия Ι, о чем на стволе имеется соответствующая надпись. При своем весе под 2 т и калибре 534 мм она стала крупнейшей мортирой за всю историю русского оружейного дела, но все же на приставку «царь-» не тянет – так ведь и царь был ненастоящийJ! Спасенная указом Петра Ι от переплавки, сия «можжира» была передана из московского арсенала в основанный им цейхгауз – возможно, и вдохновленный ее существованием – ставший истоком нынешнего Артиллерийского музея, где и находится по сей день. Таким образом, оная мортира стала переносчиком из Первопрестольной некого мегавируса, давшего впоследствии на земле Северной столицы столь щедрые всходы. Был и обратный перенос: упомянутый выше создатель Александровской колонны Огюст Монферран по велению Николая I извлек из ямы, в которой тот находился более столетия, царь-колокол, и водрузил его на постамент, где он и находится поныне. Тем самым протянув связующую нить между этими разобщенными во времени и пространстве достопримечательностями.



Источник:
Категория: ПУТЕВЫЕ ОЧЕРКИ | Добавил: shutovia (03.10.2021) | Автор: Шутов Игорь Акимович E W
Просмотров: 166 | Комментарии: 0 | Теги: гром-камень, баболовская ванна, александровская колонна, Мегалиты, колыванская ваза | Рейтинг: /
Всего комментариев: 0

Имя *:
Код *:
КАТЕГОРИИ РАЗДЕЛА
СТИХОТВОРЕНИЯ [4]
Лирика любовная, философская, юмор, сатира, посвящения...
ДЕ ОРБИ, УРБИ, ПОПУЛИ... [16]
"Но как непросто - высказаться просто, И в простоте всю мудрость отразить" Авторская трактовка доктринальных вопросов общественного и мироустройства, популяризаторские работы на историческую тематику
ПУТЕВЫЕ ОЧЕРКИ [23]
Сборник путевых очерков с привнесенными моментами общественного звучания.
МУЗЫКАЛЬНЫЕ ВИДЕО [15]
Фрагменты различных музыкальных номеров, подвижные картинки.
МИР ВОСПОМИНАНИЙ [5]
Зарисовки, заметки... О юности, поэзии, поэтах
РЕКОРДСМЕНЫ ЖИВОЙ ПРИРОДЫ [5]
"Списки чудес" животного мира c описаниями свойств и особенностей включенных в них представителей, любопытные факты и сведения о них