Пятница, 27.06.2025, 20:32
Приветствую Вас Гость | RSS

 
И. А. ШУТОВ (ShutovIA)
Странствия, Стихи, Суждения, Резоны

Каталог статей

Главная » Статьи » » ПУТЕВЫЕ ОЧЕРКИ

По дороге на Берлин

По дороге на Берлин

(О туре «Полька Саксонии». Фотоальбомы: «Польша; Германия»)

Итак, пока основная масса мирных постсоветских граждан занимается всякими обыденными делами или блаженно нежится в своих постельках, многие из них, наскучив извечными дачами, удочками, шашлыками на лоне природы, обуреваемые жаждой познания и экзотики, седлают мощные пожиратели пространства в виде автобусов «Аккордтура» и рассекают по европейским автобанам, где благодаря этой туристической компании в избытке  находят все искомое. Удобные автобусы, комфортабельные отели, насыщенные программы, гармонично сочетающие познавательную и развлекательную составляющие, квалифицированные экскурсоводы, соединяющие эрудированность с чувством юмора и личным обаянием – вот составляющие успеха этого туроператора, открывающего Европу для массового туриста. И от сего дифирамбического, но вполне заслуженного вступления я перехожу к изложению личных впечатлений от тура, проанонсированного в заглавии. Номером первым программы значится Краков, древняя столица Жечи Посполитей, то-есть, Польши, но еще по дороге к нему туристы обращают пристальное внимание на облик транзитных городков: тут и общественные здания суперсовременного облика, в первую очередь, костелы, где архитекторы соревнуются друг с другом в раскованности полета творческой фантазии, и усадебный дизайн, являющийся несомненным предметом заимствования наших индивидуальных застройщиков. Проезжаемый городок Ржешув запоминается еще и зданиями классических архитектурных стилей, могущими сделать честь любому столичному городу.

Самому Кракову мною излито достаточно восторгов во время первого посещения («Окно в Европу»). Теперь это была теплая встреча двух добрых знакомых, один из которых, то-есть он, открылся другому, то-есть мне, новыми интересными гранями, которые будучи запечатленными на фото и видео, обогатили соответствующие разделы моего «собранья пестрых глав». Для начала приняли крещение в аквапарке, протарахтев костями по лабиринтам водных горок и пересчитав ребрами и локтями все их зигзаги и сочленения. Бо то знаеш таке, шо треба. А за сам город взялись уже на следующее утро. Конечно, неумолимое товарищ время оказало на моего визави действие прямо противоположное тому, как оно обходится со всеми нами – он стал еще красивее и буквально расцвел, поскольку весна на улице. Лишь в крипте Вавеля, в преддверии склепа, где установлен простой солдатский гроб отца современного польского государства Юзефа Пилсудского, появился мраморный саркофаг жертвы несчастного авиакрушения Качинского вместе с женой, произошедшего, кажется, по его же воле, и отнявшего жизнь, кроме супруги, еще десятков людей, ставших заложниками этой тщеславной воли, но которые Вавеля за это не удостоились. Неизменным пунктом в реестре достопримечательностей Кракова являются соляные копи Велички, зачисленные вашим покорным слугой в собственный список чудес света, подробнее об этом там же, в первом отчете. В свободное время сходил в арсенал, не в последнюю очередь ради исторического меча, выщербленного Болеславом Храбрым о Золотые ворота Киева. Наверное, слыхали это сочетание: Меч-щербец?.. Еще одно ностальгическое дежавю – куранты Ягеллонского университета. Запала мне в душу их музыка, и при теперешнем "втором слушаньи" убедился, что не зря, хоть кажется уже наслушался всяких этих курантов. Впрочем, читатель может составить о сем эксклюзиве собственное мнение, зайдя в раздел "Музыкальные видео". При этом сразу же хочу попросить сосредоточить восприятие на музыкальной составляющей и снисходительно отнестись к визуальной, поскольку рука, удерживавшая камеру, делала это далеко не столь искусно, как она управляется здесь с пером. Хотя и в сем последнем о степени искусности судить опять же таки тебе, мой читатель!..

 Ну, а все последующие пункты программы стали открытием «терра инкогнита», точнее, терра саксоника. Из них первый по всем статьям Берлин. Вот уж действительно стольный град, достойный такой страны, как Германия. Берлин грандиозен. Неповторимое архитектурное обличье, и рискну утверждать, что социалистический этап его истории не смог его заметно изуродовать, более того, во многом обогатил. Лично я, правда, не воспринимаю новый купол рейхстага (но это как раз и не наследие соц. эпохи!), и непосредственное свидание моего мнения не изменило – пускай он триста раз есть чудесом высоких технологий, но в стилевом отношении идет зданию, как корове седло. Может, в этом выражается приговор истории, в отместку за нацистский антисемитизм нарядившей главное правительственное здание страны в хасидскую кипу и превратившей его в обрезанного архитектурного трансгендера.. И это, кажется, единственное, к чему я могу придраться в архитектурном облике сего великого города. Берлин еще очень зеленый и уютный. На обширных изумрудно-зеленых лужайках рассыпаны живописные группки отдыхающей публики как местной, так и туристической – загорают, подкрепляются, кому чего господь послал из находящихся поблизости многочисленных ресторанчиков, кафешек, магазинчиков, или принесенного с собой, все это в окружении великолепных архитектурных шедевров. И еще Берлин на настоящий момент представляет собой грандиозную стройку. Можно только представить себе, каким он будет через несколько лет. Но, к примеру, панорама, запечатленная на снимке Р1010131 навсегда скроется за тем, что взметнется из огромного котлована на переднем плане (на снимке видна только часть стрелы экскаватора). А взметнется там Городской дворец Фридриха Вильгельма I, точнее, его макет, потому что разрушенный войной, он был снесен властями ГДР ради строительства на его месте Дворца (Палаца) Республики, аналога наших дворцов съездов, окрещенного берлинцами "балластом республики", и участь которого с воссоединением Германии была решена... Увы, многие здания выдающихся архитектурных достоинств из-за плотности застройки, зеленых насаждений, лишены выгодных ракурсов для получения эффектного снимка. Поэтому надо ехать и смотреть!

И в Берлине есть Пергамонмузеум. Это я так говорю несмотря на то, что вообще-то в Берлине есть две сотни музеев, и даже остров на реке Шпрее называется Островом Музеев. Но поскольку мы ходили туда на третий день нашего пребывания в Берлине, не буду забегать вперед, как бы ни подмывало меня рассказать об этом событии.

Следующим же  откровением стал Потсдам. Название, до посещения вызывавшее у меня ассоциации с политическими процессами по итогам второй мировой войны. Теперь это будут прежде всего воспоминания о волшебном дворцово-парковом ансамбле Сан Суси, прелесть которого вряд ли способны передать даже самые качественные снимки. Популярно сравнение Потсдама с Версалем, как спутников столичных городов и местонахождений загородных резиденций монархов. Дворец в Версале помпезнее, параднее, но вряд ли это можно считать преимуществом, если речь идет о загородной резиденции. Парковый же ансамбль Версаля расположен на ровном месте в то время, как потсдамский с его перепадом высот и изящной лестницей создает неповторимую перспективу. Среди жемчужин подобного рода можно вспомнить и венский Шенбрунн с его Бельведером, и дворец Кимзее Людвига второго баварского, и даже виллу пятисот фонтанов кардинала д’Эсте...

Все остальное, предусмотренное программой посещения этого симпатичнейшего и очень уютного городка тоже весьма мило. Есть здесь и русская деревня с рубленными домами, и голландская улица, будто ты попал в Амстердам, и дом, в котором жил Моцарт, о чем гласит мемориальный картуш, и Бранденбургские ворота, очень красивые, хотя и поменьше берлинских, но зато старше, а значит, исторически ценнее последних! И, как водится, представительный главный собор, хотя между нами говоря, кирпичную архитектуру я как-то не воспринимаю. В этой связи вспоминаются слова, кажется, Августа, который, готовясь покинуть этот мир, сказал: я принял Рим кирпичным, а оставляю его мраморным... Впрочем, Марьяцкий собор в Кракове, берлинская церковь св. Николая это невосприятие основательно колеблют за счет общего силуэта, созданного пропорциями и великолепными шатрами крыш, рустовкой углов и проемов (см. фотоальбомы)…

Осмотр Лейпцига начали с визита к циклопическому мемориальному комплексу – памятнику Битвы Народов, одного из масштабнейших и определяющих сражений наполеоновских войн. Затем переместились в центральную часть города, коей остались премного довольны. Немалую роль в этом сыграло то обстоятельство, что познавательная и поучительная экскурсия завершилась шопингом в магазинах и на продуктовом рынке центральной площади в окружении традиционных для Европы цеховых зданий с профильной символикой и старинной башни городской ратуши, цены же были весьма демократичны. Интересный, яркий город с запоминающейся индивидуальной физиономией. Как и многие германские города узел переплетения жизненных путей всемирно известных гениев, которых подарила миру германская земля, в их числе и Бах,  и конечно же Гете! При этом здесь воплощены в камне и металле не только сам поэт, но и его хрестоматийные персонажи. Мендельсона хотя и не поставишь в один ряд с упомянутыми титанами, зато его марш стал для обряда бракосочетания таким же неотъемлемым клише, как  тот въевшийся мотивчик перед новым годом. Сейчас куда ни повернись, кругом эти клише: вот футбольный чемпионат –  оле, оле-оле-оле!  У кого-то из футболистов день рождения – хепи бесдей ту ю!..

Город, также, как и Берлин, в состоянии интенсивной реставрации и благоустройства – состояние с точки зрения посещения туристами не самое подходящее, но что уж тут поделаешь, это наблюдается везде. И ведь из-за того, что к примеру в Амстердаме королевский дворец на реставраци и завешан такой огромной репродукцией с себя самого не будешь же весь город закрывать для посещения!..

 Ну, а сейчас мы направились в Дрезден. Кажется, общеизвестно, что сей чудный город был до основания разбомблен союзниками без всякой военной необходимости, а только лишь из чувства мести за гитлеровские бомбардировки английских городов, к которому примешивалась еще и  досада, что он попадает в советскую зону оккупации. Тем приятней было увидеть его полностью восстановленным в своем историческом облике. Этому в какой-то мере поспособствовало и то, что здания в Дрездене возводились из песчаника, который очень быстро темнеет и приобретает древний вид так что десяти- и столетнее не очень-то и различишь. Нарядность же обеспечивает изящество форм, обильный скульптурный декор, золоченые элементы оформления шатровых и купольных сводов. Но среди этого мастерски воссозданного великолепия имеется один поистине уникальный подлинный шедевр, чудом уцелевший после варварских бомбардировок – многометровое панно, изображающее парадное шествие князей, составленное из тысяч и тысяч фарфоровых плиток, которые будучи индивидуально расписаны с последующим обжигом, составляют целостную картину с филигранно подогнанными контурами.

И как же, говоря о Дрездене, не упомянуть о картинной галерее! Это неотьемлемый атрибут города. Рафаэлевская мадонна здесь, как Джоконда в Лувре. Но признаюсь вам по секрету, я не особо улавливаю пропасть между оригиналом живописного шедевра и его качественной репродукцией. Как-то, заинтриговавшись исполненными преклонения пассажами Теодора Драйзера о творчестве Верещагина, высказанными им от имени одного из своих персонажей, я занялся этим вопросом попристальнее, но ничего потрясающего для себя не открыл. И в то же время живопись Гитлера, считающегося бескрылым живописцем, для меня явилась откровением может, потому, что от Верещагина я ждал чуда, а от Гитлера бескрылости. А там таки есть искра. Есть душа...

Известный интерес публики вызывает полотно пускай не Рафаэля, но тоже далеко не кого-нибудь, а Пауля Питера Рубенса, изображающее Зевса, овладевающего Ледой в облике лебедя. Как известно, после сего эпохального соития Леда родила – нет, все-таки снесла! – два дебелых яйца, как я понимаю, размером не менее страусиных, из коих без всякого особенного насиживания сразу же вылупились Елена прекрасная и брат-близнец, забыл кто. Или Кастор и Поллукс? Лень пролистывать мифологию… Вот! Там даже с каждого яйца по паре! Вот таким затейником был старина Зевс. Давал волю своим эротическим (зоо, орнито, и еще бог знает как фильным) фантазиям. Европу охмурил в образе быка, произведя на свет Миноса. А тот породил Минотавра. А как вы хотели – законы наследственности Менделя еще никто не отменял! Он – Зевс – оправдывал эти перевоплощения необходимостью скрывать свои похождения от жены Геры – дескать, в ином облике не догадается, кто сей проказник. Гера же, как любая ревнивая жена, была сверхпроницательна и сверхдогадлива. Но что она могла поделать с этим всемогущим кобелем? Отыгрывалась мелкими пакостями его неисчислимым пассиям. Заметив, что тот положил глаз на Данаю, подстроила, чтобы отец засадил последнюю в глухой подземный бункер. Тем не менее, наш ловелас ухитрился-таки в виде золотого дождя просочился именно туда, куда надо было просочиться, чтобы через положенный срок Даная разрешилась здоровенным розовощеким бутузом, под именем Персея вплевшим и свою яркую нить в узорчатую ткань античных преданий… Да, засасывающая это вещь – греческая мифология… Но мы вернемся к реалиям нашего путешествия. А они таковы, что могут потягаться с полетом самой буйной фантазии. В другом крыле здания галереи размещается соверщенно уникальное собрание средневекового оружия и доспехов. От позолоты и самоцветов, коими усыпаны ножны дорогих мечей, шлемы, т. п., просто резь в глазах. Чего там только нет! Там есть такие образчики, о существовании которых ты и подозревать не мог, пока не увидел это воочию. И все же подлинное, все артефакты!..

Теперь о Пергамоне. Пергамон – это супермузей. И мне приятно за Германию, что она располагает таким музеем, созданным вроде бы во утоление тщеславия кайзеров. Да дай бог всякому государственному деятелю такого тщеславия! А как создавались коллекции античностей Лувра, Британского музея? В большинстве своем весьма сомнительными методами, отчего сейчас страны, с территории которых они были вывезены, ведут борьбу за их возвращение. Но немцы собрали бесценные мраморные обломки на малоазийском побережье, где местное население пережигало их на известь, а например англичане выломали фризы Парфенона с мясом, по-живому; гордость Лувра, Венера Милосская красуется без рук, и по одной из версий потому, что француз Дюмон-Дюрвиль, вырывая, а по-хохловски говоря, выдирая ее у местного жителя, запросившего слишком по его мнению дорого, эти самые руки поотламывал... Так вот, один типаж из битвы гигантов настолько показался мне похож на Рогатого Моисея Микельанджело, что я готов был заподозрить того в плагиате, если бы пергамские фризы не были обнаружены двумя с лишком столетиями после того, как горбоносый гений создал свой шедевр. В сухом остатке остается факт, что все Возрождение выросло на гумусе античности и по моему убеждению не смогло превзойти древних Пигмалионов, вдыхающих живую душу в свои мраморные творения. Правда, я докопался, отчего у знаменитого Давида такая не самая совершенная поза, хотя она и характерна для некоторых мужчин, например, для чисторукого нелюбителя пасти гусей. Оказывается, мраморный блок был довольно тонок, и ваятель был стеснен в возможностях отсекания лишнего, а вот руки сделал, как у орангутанга – отыгрался в длине за стесненность в толщине. Вообще-то там еще наблюдается не самое гармоничное соотношение длины торса и ног, но в блоке ли дело, или в личных представлениях скульптора на сей счет, бог весть...

Вавилонская экспозиция производит неизгладимое впечатление. Собственно говоря, вавилонских древностей в таком виде и количестве больше нигде и не увидишь. Реконструкция дороги царей, назову ее так, ворота богини Иштар (а может, и бога Шамаша) – это уникально, это потрясает. Огненные глаза, плетеная борода Саргона Древнего, и еще множество всего. Так уж получилось, хотя наверное не само собой получилось, а было сделано сознательно, что в этом музее экспонируются реконструкции величественных сооружений древности, что и производит непередаваемое психоэмоциональное воздействие на посетителей. Не постесняюсь признаться, что Пергамский музей при своем скромном 45-м месте в мировом рейтинге посещаемости произвел на меня гораздо большее впечатление, нежели лидер этого рейтинга французский Лувр и подозреваю, что причина такого положения кроется не в соотношении привлекательности музейных коллекций, а в раззолоченых интерьерах...

Ну, а для отвлекухи, чтобы от столь мощного психоэмоционального воздействия у туристов не развилось нервное истощение, разработчиками программы была мудро запланирована радикальная расслабуха, где пиво рекой, где свиные рульки, всевозможные колбаски и и всякое такое прочее в традиционном немецком духе. Напоследок – ностальгическая экскурсия по достопримечательностям суперсовременного Берлина начиная от Берлинской стены и кончая аллеей звезд Берлинале. Я вот сказал «напоследок», но это верно лишь в отношении пребывания на территории Германии, в самой же программе тура напоследок числится в виде подарка фирмы экскурсия по Львову, и это очень щедрый и великодушный подарок. Не хочу повторяться, поскольку неоднократно останавливался на его многочисленных достоинствах, скажу лишь, что будь Львов за границей, он являлся бы одной из самых заманчивых и желанных туристских целей. Достаточно сказать, что по количеству объектов, включенных в перечень мирового наследия ЮНЕСКО, он лидирует на всем постсоветском пространстве. Вот такой подарок, и такой завершающий аккорд этого замечательного тура!

Переход в фотоальбомы: http://shutovia.at.ua/photo/moi_odissei/3



Источник:
Категория: ПУТЕВЫЕ ОЧЕРКИ | Добавил: shutovia (29.05.2012) | Автор: Шутов Игорь Акимович E W
Просмотров: 978 | Комментарии: 0 | Теги: Аккордтур, лейпциг, Берлин, дрезден, картинная галерея, Сан Суси, Краков, Цицилинхоф, Пергамонмузеум, потсдам | Рейтинг: /
Всего комментариев: 0

Имя *:
Код *:
КАТЕГОРИИ РАЗДЕЛА
СТИХОТВОРЕНИЯ [4]
Лирика любовная, философская, юмор, сатира, посвящения...
ДЕ ОРБИ, УРБИ, ПОПУЛИ... [16]
"Но как непросто - высказаться просто, И в простоте всю мудрость отразить" Авторская трактовка доктринальных вопросов общественного и мироустройства, популяризаторские работы на историческую тематику
ПУТЕВЫЕ ОЧЕРКИ [23]
Сборник путевых очерков с привнесенными моментами общественного звучания.
МУЗЫКАЛЬНЫЕ ВИДЕО [15]
Фрагменты различных музыкальных номеров, подвижные картинки.
МИР ВОСПОМИНАНИЙ [5]
Зарисовки, заметки... О юности, поэзии, поэтах
РЕКОРДСМЕНЫ ЖИВОЙ ПРИРОДЫ [5]
"Списки чудес" животного мира c описаниями свойств и особенностей включенных в них представителей, любопытные факты и сведения о них