Суббота, 28.06.2025, 01:31
Приветствую Вас Гость | RSS

 
И. А. ШУТОВ (ShutovIA)
Странствия, Стихи, Суждения, Резоны

Каталог статей

Главная » Статьи » » ПУТЕВЫЕ ОЧЕРКИ

По городам богов

По городам богов

(Полноразмерные фото в большом количестве в фотоальбоме "Мексика")

   Ну вот. Свершилось. Состоялось. Соприкосновение с тем, что теплилось в душе долгие годы, начиная, быть может, со школьной скамьи. Подогреваемое  изысканиями (и измышлениями) исследователей-энтузиастов подобных Эрику фон Деникену. О чем столь много за все это время было читано и смотрено. Ацтеки, ольмеки, майя… Цивилизация Мезоамерики… Сколько тайн, сколько загадок, предположений, концепций, теорий!.. Атлантида, палеоконтакт, инопланетяне… Ситуация явно требовала прояснения. Наступило время быстрому умом Невтону, рожденному русской землей, сказать свое веское слово. Разобраться во всей этой чехарде. Расставить, так сказать, точки над «і». Пиктограммы, узелковое письмо… В общем, письмо позвало в дорогу...

Дорога, сами понимаете, неблизкая. Перелеты, пересадки. И первое здрассьте – летим мы себе в Амстердам, ни о чем таком нехорошем не думаем, и вдруг оказывается, что нас сажают вместо Амстердама в Брюсселе из-за того, что в Амстердам прилетает президент Обама на встречу в Гааге, и для всех прочих рейсов аэропорт закрыт! Вследствие чего на свой рейс мы опаздываем, и с большим драматизмом, через Лондон, ухитряемся попасть в Мехико даже не нанеся ущерба экскурсионной программе, а только и всего, что вместо ночного отдыха в гостинице практически прямиком попадаем в экскурсионный автобус. Увы, демократия, как и все сущее, имеет парадное лицо –  когда можно заскочить в фастфуд, заказать гамбургер с кока-колой, попозировать набежавшим с мобилами зевакам – и изнаночный выворот, когда по соображениям обеспечения безопасности вип-персоны коверкаются планы тысяч двуногих муравьев… Ничего личного, поверьте! Никакой неприязни к товарищу Обаме, ведь это не вопрос его доброй или злой воли – таковы правила игры… Между прочим, этот же рейс был отмечен некоторостью в виде министра майданной команды, усиленно занимающейся тем же дешевым популизмом – ох уж эти ставленники майданов! И пускай жизнь с железной неумолимостью еще и еще тыкает носом в то, чем они на поверку оказываются, но гопак на граблях – неотъемлемый элемент национальной самоидентификации в некоторых отдельно взятых незалежных державах… И что из этого уродливей: перекрытие аэропорта в угоду одному, или изменение маршрута в угоду другому, как было подумалось, пока не оказалось, что он такая же пешка перед первым, как и все прочие... Наверное, не у одного меня эти випы вечно под ногами путаются, но: то министр Карлуччи, мчась сломя голову на праздник флота в Севастополе, жестяным голосом требует принять вправо и остановиться, то друг Борис принимает друга Билла и на всех крышах маячат снайперы, то… Что за комиссия, создатель?..

   Показательно, что официальный представитель компании, призванный оказывать помощь в перенаправлении транзитных пассажиров попросту отмазывался стандартными фразами и избегал общения, а помощь пришла от отдельно взятой доброй души по имени Оксана. Мой добрый гений любит являться мне под этим именем... Ну, и затем в качестве своеобразной моральной компенсации полюбовался с высоты птичьего полета россыпями огней вечернего Лондона, отметился в агромаднеюшшем Хитрове, пообщался с милой сотрудницей, вылитой Бритни Спирс, если еще не красивше, явно заподозрившей во мне русского олигарха, что аж может впервые в жизни стало мучительно больно, отчего я не Абрамович или на худой конец не Березовский, упаси меня боже именно на предмет того самого конца...

   Мехико огромный мегаполис, калейдоскоп, где органически сочетаются всевозможные архитектурные стили и течения, начиная еще с классики едва ли не времен Кортеса и кончая самым ультрафутуризмом. Причем, образчик сего последнего может быть запросто выставлен перед входом в величественный кафедральный собор, и мексиканцы, с которыми по ревности веры могут сравниться разве что поляки, ничего против не имеют, что свидетельствует об их терпимости. С первых же шагов по мексиканской земле бросается в глаза обилие ярко выраженных этнических типажей. В гуле большого города, в который вплетаются мелодичные трели шарманки, эти живые Монтесумы и Пакали, даже непонятно делается, отчего это в свое время записным исполнителем ролей вождей индейцев был югослав Гойко Митич, заняты своими повседневными делами: вот один носит коробки из грузовичка, носит на спине, а не поперед себя, как это делали бы мы, ну и так далее... Мехико расположился на месте бывшей столицы ацтеков Теночтитлана, от которого, кроме зоны раскопок и только что упомянутых потомков его жителей, практически ничего не осталось. Само слово: Мехико, Мехика, как называют мексиканцы свою страну, происходит от самоназвания ацтеков: мешика, пишущегося через «х», отчего в остальном мире утвердилось название по типу произношения этой литеры англофонами. Главная площадь Мехико, или площадь сокола, Сокало (так, кстати, называются главные площади всех мексиканских городов), это большой квадрат, по одной стороне которого расположен кафедральный собор, а по другим правительственные здания, среди которых президентский дворец. Он доступен для посещения туристов, и главной его достопримечательностью являются фрески Диего Риверы, в которых, как мир в капле воды, ярко и колоритно, со множеством интересных деталей, отражена история страны начиная с уклада жизни коренных обитателей до прихода европейцев, и кончая классиками марксизма. Это потому, что сам Диего Ривера был марксистом и социалистом и вошел в историю не только благодаря своему таланту и творческому наследию, а еще и тем, что приютил под своим кровом бежавшего из СССР Троцкого. За что тот «отблагодарил» его связью с женой Диего, Фридой Кало, при живой и находящейся рядом собственной. Впрочем, Риверу это мало смутило, поскольку сам он не являлся примерным семьянином, а скорее относился к тем, кого наш народ характеризует: пьет все, что горит, и любит все, что шевелится. Так что Фрида использовала Троцкого, как подвернувшееся под руку орудие мести. Кроме того, поскольку марксизм относит семью к пережиткам прошлого, проповедует свободные отношения и общественное воспитание детей, то и все происходящее вполне укладывалось в исповедуемую ими идеологическую схему. Кстати, на Сталина вешают всех собак за перегибы при коллективизации, но случись в их противостоянии победить Троцкому, коллективизация была бы еще беспощадней, с неминуемым упразднением семьи и обобществлением женщин – это однозначно следует из его опусов… Так вот, фрески Риверы представляют собой некие живописные эпосы. И я, повидавший Джоконду, сикстинскую капеллу, и еще много чего, вспомнил: в таком стиле написаны известные перестроечные полотна Ильи Глазунова, явившиеся советской публике художественным и историческим откровением. Так вот откуда выросли их уши! А в шарманочной мелодии вдруг угадается до боли знакомый мотив позывных спортивного дневника советского радио... Получается, геру Деникену Мезоамерика навеяла воспоминания о будущем, а мы здесь помимо прочего заглянули в свое недавнее прошлое ...

   Теотиуакан, «город богов», находится что-то в часе езды от Мехико. Знаменитые, ставшие визитными карточками страны, пирамиды Солнца и Луны. Правда, вынужден уточнить, что буквально любой из включенных в программу тура древних городов является такой же визитной карточкой. Так вот, пирамида Солнца, несмотря на то, что в добрых два раза ниже Хеопсовой (Хеопсова пирамида!), смотрится грандиозно и впечатляет никак не меньше, если не больше за счет более сложной и удивительно гармоничной конфигурации. Рядом находятся кварталы построек жилых, служебных или с не до конца выясненным назначением. Сохранились аутентичные фрески и барельефы, взгляда на которые достаточно, чтобы понять: да, это великая культура! Великая цивилизация.. Характерная техника барельефа, где в отличие от античных культур Старого Света, изображение не выпуклое, а плоское наподобие печатного штампа, представляется элементом стилистики, не умаляющим выразительности произведения. Древние сооружения заботливо и профессионально отреставрированы, что дает возможность почувствовать их великолепие, и если кто-то считает это бутафоризацией артефактов, я с этим никак не соглашусь. По-моему, куча жалких развалин ничего не выигрывает в сравнении с умело отреставрированным объектом, где к тому же восстановленные участки обозначены специальными метками реставраторов. Будь моя воля, я бы отреставрировал и одну из египетских пирамид, включая золоченый венчающий обелиск, ведь пирамиды эти вблизи представляют собой кучи небрежно сложенных, местами осыпавшихся, каменных блоков. Саддам Хусейн в свое время намеревался восстановить в первозданном виде один из вавилонских зиккуратов – напомню, что самым значительным из них является библейская Вавилонская Башня – но ручейку истории заблагорассудилось выкинуть очередное из своих причудливых коленец…

   В ходе этой вылазки была также посещена камнерезная мастерская, при которой, как водится, магазин-салон с весьма интересными изделиями, от брелоков и медальонов до объемных композиций – напольных и наружных, для усадебного дизайна – снабженными к тому же соответствующими гарантиями и сертификатами в отличие от поделок, предлагаемых уличными торговцами. И надо  же, чтобы эта мастерская по совместительству занималась таким смежным промыслом, как культивирование голубой агавы! Которую многие, включая известных ведущих туристических программ, и даже самого корифея молодого советского кинематографа Сергея Эйзенштейна, с упорством, достойным лучшего применения, называют кактусом, хотя к кактусам это растение имеет примерно такое же отношение, как корова к лошади. На самом деле агавы относятся к семейству лилейных, которое после очередной классификационной перетряски влилось в семейство спаржовых. Что касается собственно кактусов, то они, естественно, на каждом шагу: двор нашей мастерской огражден частоколом из столбовидных цереусов; неподалеку – плантация туны (опунция фикус-индика), дающей съедобные плоды… Так вот, эта агава, голубая или текильная, давала индейцам и бумагу, и иголки с нитками, и прочнейшую пряжу, ну и конечно же, сырье для пульке! Которое впоследствии породило целый ряд напитков покрепче – текилу, мескаль, ликеры. Все это было обстоятельнейшим образом продегустировано с логическим перерастанием дегустации в шопинг…

   Антропологический музей Мехико – это еще одно то, ради чего стоило перелететь океан и, разогнав крылом туман, упав с небес, быстрей в него попасть. Суперсовременное здание с просторным внутренним двором, одна часть которого перекрывается огромным грибом с квадратной шляпкой, а на другой располагается бассейн с плещущимися там рыбами и черепахами, и колышутся зеленые волны папируса, словно символизируя некое метародство двух древних цивилизаций. Да и сама компоновка, в частности, ацтекского зала вызывает ассоциацию с главным залом каирского музея – ошарашить (в хорошем смысле) посетителя главным козырем. В Каире – это парная скульптура некоей царственной, если не божественной четы; здесь же – всемирно известный ацтекский календарь. Вокруг множество других замечательных произведений из камня, в основном ритуального назначения, из керамики.. Майяский зал демонстрирует срощенность двух культур, можно даже сказать, что это оттенки одной культуры. Любители неизведанного могут вдоволь поломать головы для каких таких целей, с помощью каких инструментов и технологий изготовлены загадочные филигранные шпули из ужасно крохкого обсидиана, не говоря уже о том, для чего они были нужны, где использовались? Считалось, что колесо было неизвестно в Мезоамерике, но это явно тела вращения, кроме того, найдены детские игрушки на колесиках. Кстати – отчего же колесо не нашло в укладе жизни доколумбовых обществ более серьезного применения? Лично у меня объяснение только одно – не доросло еще коллективное сознание этого общества к таким вещам, не созрело. Как вот реактивная турбина Герона Александрийского почти два тысячелетия обреталась в детских пеленках занятной игрушки прежде, чем производительные силы цивилизации вышли на уровень, востребовавший данный принцип, его огромный, просто-таки всеобъемлющий потенциал.. При том, что каков должен был быть уровень инженерной мысли для проектирования и степень соответствия этому производительных сил и технических возможностей общества, чтобы воплотить эти проекты в величественные архитектурные комплексы.. И все это без воротов, без катков; да что там катки – чем вообще обтесывались эти тысячи тысяч каменных блоков в обществе по сути каменного века, привычно ассоциирующегося в нашем сознании с пещерами, примитивными каменными топорами, скребками, рубилами... Я бы назвал это дометаллической цивилизацией. Золото не в счет – для метизов оно неприменимо, а до раскрытия потенциала золота в роли основы товарно-денежных отношений, как и в случае с колесом, общество попросту еще не доросло.. И все-таки, неужели все эти восхитительные барельефы, скульптуры, упомянутые филигранные поделки изготовлены каменными же резцами? Вот тебе и все точки над "i"...

   Наше пребывание в Мехико заканчивается проездом по «аллее памятников», как можно назвать Проспект Реформ за цепь запоминающихся монументов и мемориалов, самым величественным из которых, наверное, является Ангел Свободы – комплекс в честь 100-летия обретения Мексикой независимости. Он воздвигнут по инициативе президента Мексики Лазаря Карденаса. Кажется так, но утверждать не берусь, поскольку для меня эта фамилия ассоциируется прежде всего с известным кактусоведом, который в президентах Мексики никогда не ходил.. Монумент задумывался, как некое подобие колонны Нельсона на Трафальгарской площади и должен был украсить площадь Сокало. Но в силу того, что сей ангел выказывал явную принадлежность к женскому полу, поскольку был выполнен в облике богини победы Ники, таковое его местоположение натолкнулось на обструкцию со стороны благонравной части общества – стоящий аккурат против главного портала кафедрального собора, сей языческий идол с задорно оттопыренными персями являл бы соблазн и ввергал в смятение духа просветленных после мессы прихожан, а посему было решено водрузить его там, где он в настоящий момент и находится. Этот факт колеблет наше предыдущее утверждение о терпимости мексиканских верующих, но я от него не отказываюсь, поскольку оно относится к сейчас, а не к тогда, а с тех пор многое изменилось вплоть до того, что папу с мамой в целях толерантности уже заменяют родителем №1 и родителем №2… Вот памятник организатору индейского сопротивления колонизаторам Куатемоку. Испанцы жгли ему пятки, выпытывая, где спрятал золото, но не добились признания. Конкистадоры, что с них взять? Тем более, что взять стремились как раз они. А если он сам не знал, куда подевалось то треклятое золото?. Исторический реванш состоялся в том смысле, что Куатемок стал для Мексики культовой фигурой, а вот о Кортесе предпочитают не упоминать. Дела давно минувших дней.. А памятники красивые, эстетичные, с не подлежащей сомнению художественной ценностью, не то, что тиражируемые большими сериями убогие изваяния идеологических идолов, которых одни отморозки низвергают просто ради куража, а другие – чтобы навязать обществу своих, еще более чуждых и неприемлемых. Кстати: Куатемок; Гуата- или Гватамелата; Гватемала... Ведь явно однокоренные названия, но оказалось, что значение сего "гуата" никому не известно, и предполагавшаяся в этом вопросе точка так и осталась многоточием. Если же допустить, что и "гуантанамо" не просто созвучие, а ветвь того же этимологического куста, то все проясняется. Но пускай пока это допущение остается на моей совести...

   А тем временем Мехико остался за кормой. Наш резвый мерс мчит нас по мексиканским хайвеям, где безраздельно властвуют любезные моему взору фрейтлайнеры. Наслышанный о впечатляющих успехах мексиканской экономики я не удивился бы, если бы они оказались мексиканского выпуска, но специальное исследование этого вопроса выходит за рамки данного повествования. Легкую ностальгию вызывает технология ямочного ремонта, впервые за все время странствий встреченная вне пределов постсоветского пространства, соотношение только обратное. Знаете, как в том, где-то уже цитировавшемся мною анекдоте о разнице между мужчинами французским и русским… Зато на высокогорном участке, где облака ползут брюхом по перевалу, дорога оборудована и светящимися маячками разделительных полос, и мощными ограждениями обрывистых участков, и улавливающими тупиками на случай отказа тормозов… Высокогорье дает себя знать не только леденящим дыханием горных вершин, но и занимательным физическим эффектом: открываемая початая бутылка негазированной воды чихает избыточным давлением, как если бы была с газом; зато по прибытию в Веракрус, лежащий на морском побережье, она оказывается сплющенной.. Завершая тему гор, скажу, что все это происходило в районе так называемой долины вулканов с самыми высокими из них не только в данном регионе, но и на всей планете. Это Попокатепетль и Орисаба. Правда, впечатляясь их высотой не надо упускать из виду что она указана от уровня океана, а не от подошвы собственно вулканического конуса. В этом плане по моим представлениям красивей и величественней вулканов Камчатки в природе не существует. И вообще, все эти горные дела происходили уже после посещения Пуэблы..

   Четвертый по величине город Мексики, Пуэбла имеет репутацию одного из самых красивых в стране. Его исторический центр включен в список мирового культурного наследия ЮНЕСКО, а это вам не нобелевская премия мира, которую можно отхватить и за развал государства, и просто за заразительную белозубую усмешку. Несколько напрягает прочно приклеенный ярлык «колониальный город», поскольку в моем восприятии колониальная – это архитектура с элементами, пардон, выпендрежа с понтом под национальные мотивы, как это наблюдается, например, в Китае или Индии, а здесь просто хорошая европейская, пиренейская архитектура. Возможно, имеется ввиду широкое применение в украшении зданий керамики, а мне как керамика, так и Испания или особенно Португалия, тем более, что эти изразцовые купола явственно подчеркивают свойственные им мавританские мотивы; и то, что здесь желтая талавера, а там голубая азулежу, уже как-бы и непринципиально. Ну, и главное, что красиво. Центральная площадь тоже Сокало, тоже квадрат, обрамленный величественным кафедральным собором и нарядными админзданиями, но здесь она куда меньше и уютней еще и в силу того, что представляет собой сквер с огромными пальмами, фикусами и другими тропическими деревьями, усыпанными цветами; газонами, цветниками, скульптурными группами и большим фонтаном архангела Михаила в центре. Площадь заполнена безмятежно отдыхающей публикой всех возрастов и сословий. Также присутствуют панки, рокеры; вездесущие в этих краях граклы прорезают пространство своими пронзительными, но не лишенными мелодичности криками и, топорща перья, устраивают на газонах разборки кто круче; яркие бабочки, колибри, и конечно, какой же объект мирового культурного наследия без обилия голубей, не мыслящих себя без того, чтобы не наследить на это самое наследие… В свободное время с учетом легкости ориентации и простоты передвижения по городу можно дополнить программу обзорной экскурсии еще несколькими интересными объектами, в том числе культовыми, проще говоря, церквями, обогатив коллекцию своих фототрофеев..

   Наш маршрут приводит нас на полуостров Юкатан, с позволения сказать, гнездилище памяток доколумбовой древности. Для начала апробируем достопримечательность современную, в стиле хайтэка – эффектный вантовый мост, составляющий достойную компанию многим подобным сооружениям Старого Света, как-то мост Нормандия в одноименной французской провинции, или вантовые мосты Роттердама (см. фотоальбомы упомянутых стран). Парк Ла-Вента  в городе Вильяермоса – это музей под открытым небом, где на участке тропического леса размещены артефакты цивилизации ольмеков, прежде всего, знаменитые головы, а также другие скульптурные произведения, перемещенные из поймы реки Тонала, где на них, можно сказать, случайно наткнулись при выполнении строительных работ. Сразу бросается в глаза самобытность этой культуры, так же, как и отличие этнических типов от обобщенно говоря ацтеко-майяских, даже не имея ввиду пресловутые, позволю себе так выразиться, головы, которые на первый взгляд вообще стоят особняком. По околоольмекской беллетристике гуляет устойчивый штамп о негроидном облике этих голов исходя из их толстогубых ртов и приплюснутых носов. Да, это явно не индейский тип, как мы привыкли себе его представлять. Тем не менее, ни прежде на картинках, ни теперь, при непосредственном рассмотрении, они не вызвали у меня прямых ассоциаций с негроидной расой из-за своего общего силуэта, именно, брахицефалии и величины лицевого угла. И если присмотреться к выставленным здесь корпусным изваяниям, к барельефам, то их головы и лица уверенно коррелируются с обсуждаемыми; особенно интересны профили с характерно опущенными уголками рта и мощными выпирающими подбородками, совершенно несвойственными негроидам… Да, история цивилизации таит множество интригующих загадок, а если еще взглянуть на вещи шире, на историю эволюции жизни, как таковой, на что наводит нас лицезрение изваяния трицератопса у входа в музей… Этакое динозаврическое подобие буйвола и носорога в одной персоне да еще с воротником-пелериной, образчик прославленной голливудскими популяризаторами мезозойской фауны… Еще в отношении не голов – другие наряды, другой этнотип, но общие технические приемы – плоские, или прорезные,  барельефы. При этом весьма занятного, заключающего интригу, содержания. Что это – мужчина, ведущий за собой на веревках двух женщин (одна из которых, с другой стороны монолита, не сохранилась, предполагается по аналогии)? Вероятнее всего, военная добыча, трофей, но предоставим ломать копья по этому поводу записным ольмековедам, а сами вспомним классику: Вулкан, застукав Венеру на прелюбодеянии с Марсом, примерно таким образом ограничил ее свободу:

  Давно ли, с Марсом их накрывши,
 Вулкан юбчонку ей задрал
 И, розгой славно отлупивши,
 Как сучку на цепи держал..

Следующее наблюдение тоже не так проясняет какие-то моменты, как добавляет интриги: глядя на некоторые глыбы, неправильные поверхности которых испещрены этим самым плоским барельефом, трудно отделаться от ощущения, что изображение выдавлено на них, как на пластилине. Что-то наподобие известных глыб в стене крепости в Саксайуамане, сложенных, словно подушки, а затем окаменевших…

   Живую струю в вековое безмолвие свидетелей прошлого вносит действующая в парке экспозиция краснокнижных животных тропиков. Прежде всего это конечно же ягуар, ярчайший культовый символ всей доколумбовой Мезоамерики, упомянутый вашим покорным слугой в перечне наиболее замечательных млекопитающих (см. на сайте). Естественно, было особенно приятно свести личное знакомство со столь знатным зверем не в каком-нибудь из зоопарков Старого Света, а среди родной ему природы, хотя на территории Мексики в естественной среде он уже, увы, не встречается.. При этом получив собственное представление о важных морфологических особенностях данного вида. Здесь он представлен как обычной, так и меланической, то-есть черной формой. Если повезет (как нам!), можно услышать его мощное сиплое рыканье, свистульки с подражанием которого есть популярнейшим сувениром здешних торговцев и на разные лады звучат в местах скопления туристов. Красивейший из больших попугаев ара скарлет, серая лисичка размерами меньше кошки, кошка, поначалу принятая за домашнюю, но с пропорциями пумы и до того недобрым взглядом, что моментный всплеск души погладить гаснет в самом зародыше…http://shutovia.at.ua/photo/moi_odissei/meksika/img_6554_viljaehrmosa/34-0-4733 Да и кликуха у нее соответствующая: ягуарунди!. Ну, а носухи, которые в остальных частях света не меньшая экзотика и гордость зоопарков, здесь просто пешком ходят. В общем, мексиканские товарищи в очередной раз продемонстрировали свое умение органично сочетать конезаводство с выпуском иголок в рамках одного производства. А что – у нас тоже неплохо выходило получать рекордные привесы и надои в агроцехе меткомбината…

   Затем мы перемещаемся в Паленке, откуда следует беспримерный марш-бросок к затерянному в джунглях на границе с Гватемалой древнему городу Яшчилану. Дорога вьется по лесу все сужаясь и постепенно теряя асфальтовое покрытие, но тем не менее остается достаточно ровной и гладкой, с попадающимися время от времени населенными пунктами сельского или скорее, хуторского типа, пока не выводит нас к реке, за которой уже Гватемала. Звучное и мелодичное название реки Усумасинта как нельзя более полно выражает ее тропическую сущность. В кронах огромных деревьев, подступающих к лодочной станции, замечены темные силуэты ревунов, коротающих время в послеполуденной дреме. Дальнейший путь происходит на длинных, узких, стилизованных под пироги  лодках, но с моторами Ямаха, или какими там. Великаны сейвы, священные деревья индейских верований, куполами возвышаются над окружающей растительностью; некоторые из них, подмытые бурным течением, свалились в воду, являя вид поверженных Голиафов… Картины тропического леса разнообразят полощущие белье гватемальские женщины, не забывающие и сами окатиться из тазика от жары; рядом плещется детвора. Крокодилы встретились раз или два, и то небольшие и пугливые, ну и слава богу, пускай лучше они пугаются нас, чем мы их… И вот в зеленом сумраке на высоком берегу появляются очертания монументальной пирамиды со срезанной верхушкой. Это оно, наше Эльдорадо!

 Город расположился на искусственно спланированных террасах. Дух древности пронизывает замшелые строения. Притолоки Храма Четырех Порогов покрыты замечательной, тончайшей резьбой, даже удивительно, что они до сих пор здесь, на своем изначальном месте, а не в экспозициях ведущих мировых музеев. Хотя конечно, самое-самое все-таки перекочевало в уже знакомый нам музей антропологии… В сводчатом подземном ходе Храма Четырех Порогов, где отдыхают летучие мыши, отчего кто-то именует его храмом летучих мышей, царит неожиданная в тропический полдень прохлада. Своды, кстати, выполнены по той же технологии, что и в египетских пирамидах – путем частичного надвига каждого последующего слоя блоков навстречу друг другу, но никакой мистической связи цивилизаций здесь нет, поскольку это единственный путь устроить нагруженное сверху перекрытие, когда арка еще не изобретена (о связях пускай толкуют приверженцы всевозможных мистически-эзотерических течений и учений, но то что в мумии фараона обнаружили следы никотина, вроде бы установленный факт!А может, первые из ее открывателей гасили о нее цигарки?:). На крутой террасе возвышается внушительное сооружение, своими очертаниями разительно отличающееся от всего того, что возникает в нашем воображении при упоминании о майяской архитектуре – правильными рядами зияющих оконных проемов оно напоминает уцелевшую после бомбардировки  многоэтажку. Его называют и большим храмом, и дворцом правителя, а по инвентаризационному списку это строение 33.  Для непосредственного ознакомления необходимо совершить подъем по древней лестнице. Подвигнувшиеся на это будут вознаграждены возможностью получить крупноплановые фото. Над просторной площадью, помнящей шумные процессии разнаряженных, как петухи – впрочем, куда там петухам и прочим пернатым! – вождей, жрецов, знати, кульминацией которых являлось торжественное вырывание сердца у кого-то из счастливчиков, удостоившихся подобной чести (кавычки расставьте сами), ныне распростерли свои необъятные кроны все те же могучие сейвы. Время от времени окрестности оглашаются муторным хриплым урчанием – ревуны приходят в себя после полуденной сиесты. Кажется, вроде все это подстроено понарошку, но нет! Взгляд то и дело натыкается на яркие цветки, на растения, которые мы привыкли видеть в горшках и оранжереях, например, эпифитные кактусы гилоцереусы, или популярную в культуре декоративную лиану с дырчатыми листьями монстеру делициозу… Собственно, многое из этого уже попадалось нам и ранее. Тропики есть тропики – вдоль трассы нет-нет, да и возвышаются деревья без листвы по причине смены сезона, но усыпанные большими яркими цветками: желтыми, сиреневыми, красными… Внушительные плоды шоколадного дерева, висящие прямо на стволе… Замечательные птички, бабочки, с видовой принадлежностью которых еще предстоит разобраться… В общем, эту экскурсию по ее характеру я отношу к разряду сафари. Сафари в формате массового туриста …

Паленке, имея ввиду не город, где мы остановились в гостинице, а историческую столицу майя, которую они называли Лакам-ха, намного масштабней Якшчилана. И здесь мы возвращаемся в привычную обстановку популярного туристического объекта – масса народу, масса торговцев… Сооружения величественны и несмотря на вековые мхи и плесень, удостоверяющие их исторические заслуги словно шрамы на груди ветерана, опрятны и даже по-своему нарядны. Резиденция правителя, расположенная в центре архитектурного комплекса, тоже имеет уступчато-пирамидальное устройство. Взобравшись на нее, туристы имеют удовольствие, помимо восхитительного вида сверху на весь комплекс и окрестности, обозреть не только бесценные барельефы, сводчатые порталы с волютами, перекликающимися если не с барочными, то уж наверняка с арабскими мотивами, но и очень узнаваемое устройство с отверстием в полу, для удобства функционирования которого внизу проложен ответвленный от реки специальный канал с проточной водой… Обязательная на всех изображениях башенка-обсерватория на самом деле вряд ли имела отношение к наблюдениям астрономическим – древние наблюдатели не имели оптических устройств, поэтому для построения в пространстве воображаемой плоскости, которую пересекало в своем движении наблюдаемое небесное тело, требовались другие масштабы. Если башенка была, фигурально выражаясь, прорезью прицела, то где была мушка? При этом она здорово смахивает на смотровую вышку, и находясь в апартаментах правителя, скорее всего таковой для него и являлась – посматривать, кто чем занимается во вверенном богами государстве, не зреет ли смута, какие гости и с чем жалуют… Любители изумить публику загадками прошлого часто сваливают в одну кучу вещи, действительно на сегодняшний день необъяснимые, с банальностями, рассчитанными на тех, кто в этих вещах не ориентируется. Непостижимая точность определения древними звездочетами периодов обращения небесных тел объясняется длительным временем наблюдения за ними. Срабатывает принцип временного нониуса, когда погрешность разового наблюдения делится на количество повторений, которое может составлять многие сотни, если не тысячи. И вот это количество, указывающее на продолжительность периода наблюдений, вопрос сам по себе довольно интересный… Попутно лягну левой пяткой декларантов якобы невероятной точности ориентировки пирамид в Гизе. Три с половиной угловых минуты это никакая не невероятная точность построений на открытой площадке с отлично просматриваемой линией горизонта и зорким глазом древнего геодезиста. Так что вернемся в Паленке. Главная-то изюминка это, конечно, не башенка, а захоронение Пакаля II – открытие, по исторической значимости не уступающее обнаружению гробницы Тутанхамона. Но не по количеству золота, которого здесь не было. Это используется, как доказательство, что индейцы не были одержимы манией золотого тельца. Может, оно и так. А может, они просто реальней, чем фараоны смотрели на вещи – все равно разграбят, а прах осквернят. А так-то спокойнее… Захоронение обильно посыпано ядовитой киноварью насыщенного красного цвета – на проклятие надейся, а сам не плошай!.. А если серьезно – для торжественности. И для обозначения царственности особы. Еще неандертальцы посыпали захоронения своих вождей охрой… И все-таки, что же изображено на крышке саркофага Пакаля? После скепсиса, высказанного сейчас в адрес распространителей дутых сенсаций, вы ждете от меня того же по поводу «ракетной» версии? Напрасно ждете – я отчетливо вижу на этом изображении Пакаля, сидящего за пультом управления ракеты! И напротив, как ни напрягаю воображение, но угадать там этого Пакаля, сидящего на стебле кукурузы, как утверждают сторонники «земной» трактовки этого изображения опираясь на то, что майя даже называли себя по имени этого растения (маис), не могу… Вот тебе и кукурузники на ракетах! И вот такие вот точки над «і»…

Переехав Усумасинту, мы попадаем в штат Кампече, где нас ждет мексиканский тезка Сан Франциско – Сан Франсиско де Кампече (в этом плане всю Мексику можно назвать тезкой США, ведь и ее полное название Мексиканские Соединенные Штаты). В эпоху разгула пиратства он играл роль важного оборонительного пункта, что не спасало его от периодических захватов и разграблений. Береговая фортификационная система вкупе с прелестным колониальным (!) историческим центром послужила основанием для включения и этого города в перечень мирового исторического и культурного наследия. Монументальный кафедральный собор своим внешним видом и внутренним убранством, колумбарием и музеем колоколов не оставляет и тени сомнения в правильности такого решения, а уж какую роль в его принятии сыграла эротическая кобылка с отнюдь не лошадиными пропорциями, красующаяся аккурат против входа во храм, останется тайной высокой комиссии…

Наше знакомство с жемчужинами мезоамериканской цивилизации продолжает Ушмаль, представляемый справочниками, как великолепный образец архитектуры Пуук. При первом прочтении сего термина наличие второго «у» слегка озадачивает, но при непосредственном обозрении сооруженных здесь древними мастерами шедевров приходит убеждение, что Пуук – это даже как-то робко и неубедительно – так, Дворец Губернатора тянет на явный Пууук, Квадрат Монашек никак не меньше, чем на Пуууук, а архитектурная доминанта всего комплекса Овальная Пирамида это вообще Пууууууу…! В общем, не у всякого хватит духу, а тем более, если он не вскормлен маисом..  Хотите верьте, хотите – проверьте!.. Между прочим, сии игривые опыты классификации национальных архитектурных стилей навели меня на мысль, что вся история человеческой цивилизации может быть сгруппирована в три надотрасли по признаку основной, с позволения сказать, «кормовой» культуры: это цивилизации хлебная, рисовая и кукурузная, маисовая. И в этом плане мы видим, что последняя имела еще и резервный вариант, ставший впоследствии вторым хлебом едва ли не всему миру. Бульба, подсолнухи стали неотъемлемым элементом национального колорита известных славянских стран... Стоп, а как же я упустил такую мегаветвь, как цивилизация сала?!.

   Как там у Александр Сергеича:

                              Еще страшней, еще чуднее:..

имея ввиду, что все объекты нашего посещения выстроились на маршруте по принципу возрастания эмоционального воздействия. А может, этот эффект возникает от их разнообразия, непохожести друг на друга, не знаю. Но это присутствует, и это несомненный плюс!.. Вот и Мерида, еще одна жемчужина на нитку нашего знакомства с Мексикой европейской, которую мы нанизываем одновременно с такой же ниткой жемчужин цивилизации доевропейской. Те же идеально чистые, светлые, залитые тропическим солнцем, разлинованные, словно в тетрадке в клеточку кварталы, та же Плаза Гранде, тот же кафедральный собор имея ввиду не буквальную похожесть а общность градостроительных подходов. Монументальный собор выделяется своим строгим прямоугольным порталом, единственным украшением которого является огромный геральдический картуш с аллегорическими символами и девизами. Старинные часы на одной из башен снабжены специальным балкончиком, прилепившимся подобно ласточкиному гнезду на головокружительной высоте ровной стены – где такое увидишь еще? Пассаж со сводчатой стеклянной крышей, напомнивший нам Пуэблу, здесь разместился между собором и музеем современного искусства и весьма кстати украшен галереей произведений современных скульпторов – для зауми вклеил бы: «в стиле арт-деко», если бы знал, что это тако… Впрочем, пассаж это уже отнюдь не истоки, поскольку Мерида самый старый из городов Юкатана, что сделало ее в своем роде примером для региона. Здесь находятся наиболее ранние сооружения эпохи начала испанской колонизации. Номер первый среди них – историческая Каса де Монтехо с барельефами бравых бородачей, ретиво топчущих находящихся в соответствующих позах покоренных индейцев. В свое время Мерида сильно поднялась на выращивании агавы хенекена, дающей не пиво хайнекен, как можно было бы предположить по аналогии с агавой голубой, а очень прочное волокно, и в этом отношении агава текстильная оказалась намного успешней агавы текильной. Именно  благодаря первой Мерида обзавелась собственными Елисейскими Полями – улицей изысканных особняков Пасео де Монтехо. Снова этот Монтехо. Это потому, что он и был главный завоеватель, и это его хаза, то-есть, каса на Плаза Гранде и упомянутые барельефы его же и изображают с каким-нибудь из подельников. И до самого последнего времени, то-есть, на протяжении более четырех веков эта каса оставалась родовым гнездом фамилии Монтехо!. С развитием промышленности синтетических волокон, хенекен потерял свою востребованность. Мерида вошла в полосу депрессии, но после грамотной переориентации на современные производства положение выровнялось. Город встретил нас жизнерадостным детским праздником перед зданием городской управы, стаями разноплеменных туристов, уличными музыкантами, исполняющими на пиле битловские вещи, завывающие аккорды которых очень здорово имитируются этой коллегой водобачкового инструмента, и юными торговками сувенирной продукцией, о чем более наглядно поведают снимки, представленные в фотоальбомах. Влюбленным парам занятно будет пообщаться на сдвоенных креслицах, установленных в местах отдыха трудящихся, предусматривающим тет-а-тет, но только по диагонали… И коль скоро прозвучал термин «трудящиеся»: для того, чтобы каса Монтехо перестала принадлежать Монтехо, а дворец епископа превратился в упомянутый выше музей современного искусства, в условиях Мексики, при всей ее слабости к персоне Троцкого, даже не потребовалось введения диктатуры пролетариата...

Чичен-Ица, что в переводе с майя означает устье колодца или источника людей Ица, майяской народности, заселившей эти места, представляет собой грандиозный культовый комплекс, включающий ряд церемониальных объектов. Самый большой из известных подобных «стадионов» уникален не только своими размерами, но и монументальными архитектурными формами и богатейшими резными панелями, обрамляющими пространство былых состязаний подобно тому, как в наши дни хоккейные и футбольные поля «оконтурены» панелями рекламы. Названия «храм черепах; храм воинов» условны; они даны по каким-то выразительным барельефным или скульптурным изображениям. Ну, и пирамида Пернатого Змея Кукулькана, уступчатые грани которой устроены таким образом, чтобы тенью на них создавать этому змею, а точнее, змеям, потому что их два, видимость извивания. Пирамида красива и гармонична до замирания сердца. В разговорах об истоках доиспанской культуры, о стиле и приемах индейских зодчих параллели проводят, как правило, с древним Египтом, его пирамидами, хотя на самом деле американские пирамиды в функциональном и архитектурном отношении буквально близнецы месопотамских зиккуратов. Которые, к сожалению, не дошли до нас в узнаваемом виде по причине гораздо большей древности, а главное, материала сооружения, сырцового кирпича, и которые собирался, как уже упоминалось, восстановить Саддам Хусейн. Не ищите в этих рассуждениях, несмотря даже на мистику созвучия Месопотамия – Мезоамерика, намека на пресловутую связь цивилизаций – думаю, это сходство возникло дивергентно, но вот глубинные психологические мотивы, то, что заставляет необозримо огромную стаю птиц или косяк рыб делать изумительный по своей синхронности маневр – это да. Светило от археологии выстраивает громоздкую велеречивую модель объяснения жестокости обрядов майя, упуская самое главное – что она присутствует в каждом из нас, как неизбежная составляющая нашего сознания. Сознание, воображение, абстрактное мышление, возникнув, проявляется двояко – как в созидательной, так и в разрушительной сфере, такова диалектика всего сущего, и весь вопрос, насколько тот или иной индивид или социум способен, развивая положительную составляющую, противостоять отрицательной, обуздывать ее. Или потакать ей, облекая в форму чудовищно изуверских обрядов. А то и вовсе представлять некоторые ее проявления чуть ли не апофеозом человеколюбия. Например, казнь на электрическом стуле. Да пускай даже с помощью инъекции. Это ведь в сущности те же садистские, изуверские опыты под видом свершения правосудия. Как и ядерные бомбардировки, очень убедительно и в манере того же упомянутого светила, объясняемые необходимостью быстрейшего завершения войны, а на самом деле низменным желанием, побуждающим вредных шкодливых мальчишек выдирать птичьи гнезда или бросать в костер лягушек,  и получивших возможность безнаказанно и в соответствующих масштабах подвергнуть таким забавам  лягушек двуногих… Кортес, как столп европейских ценностей и христианской морали, прибыв к Монтесуме с предложением, от которого было нельзя отказаться (принять власть испанской короны + христианство), мягко пожурил его за допускаемые перегибы на местах: как, де, можно – сердце с живого человека? Ведь существуют же, в конце концов, гуманные методы воспитания нравственности – аутодафе, например.. Товарищ Монтесума настолько проникся осознанием всей пагубности своих заблуждений, что с отчаяния повесился. Нанеся тем самым душевные раны товарищу Кортесу, казнящему себя за то, что не учел впечатлительности товарища Монтесумы…

Не знаю, насколько повлиял на Редьярда Киплинга наш пернатый змей при создании образа Каа, наверное, нисколько, но глаза Кукулькана производят на окружающих именно такое воздействие, какое описал этот детский сочинитель. Еще на территории комплекса находится священный сенот – карстовый провал, заполненный водой, куда индейцы столетиями бросали дары богам. Один предприимчивый археолог подогнал к этому сеноту помпу или что-то вроде портативного земснаряда, капитально его проземснарядил и в итоге действительно обогатил науку рядом интересных экспонатов, в числе которых даже изделия из золота (зачем, собственно, и городился огород). Вопрос о коммерческом успехе предприятия оставляю без ответа. Натомест выскажу догадку, что может этот сенот и есть тот самый Чичен Ица… Неподалеку находится еще один подобный провал, Ик Киль, наполненный кристально чистой водой бодрящей свежести, в котором устроена купальня. Эзотерики пускай плетут свои плетни про места силы, но купание в нем действительно оказывает животворящее воздействие на путника, сильнее нарзана измученного обилием впечатлений, от которого – воздействия – ноги сами выносят вас по крутым индейским ступеням на вершину пирамиды волшебника, чтобы поймать там потоки энергии из космоса… ну вот. Ты ее в двери, а она в окно, езотерика ента окоянная, тудыть ее в кочерыжку с Рерихами и Блаватскими вместе...

А само название "сенот" по-испански пишется "сенота". Нашему языку ведь тоже свойственна изначальная тенденция произносить подобные термины в женском роде – лицея; флота; прицепа; теятра; спектакля; канделябра.. –  но филологи последовательно отщипывали женские окончания. Может, напрасно...

Для диалектического баланса индейские вожди и себя превращали в объект нескончаемого членовредительства. В том числе и в смысле сегодняшнего употребления слова «член» – подвергали свой детородный орган всевозможным ритуальным хирургическим модификациям. С учетом того, что вся их жизнь, начиная с раннего детства проходила: с тисками на голове для изменения ее формы; висюльками перед глазами для развития косоглазия, считавшегося верхом неотразимости; подпиливании зубов и их инкрустации камнями; прободений ушей, ноздрей, языка, надрезах, надрезах, надрезах всего и вся –  это совсем не выглядело чем-то из ряда вон выходящим, скорее было бы наоборот. Поэтому подданные воспринимали то, чему подвергали их, как данность. Доктор Гильйотен тоже вот расстался с жизнью на собственном детище.. А сейчас означенный принцип как-то засбоил, что нездорово. Допустим, прежде, чем отдавать приказ о ядерной бомбардировке, правителю, по примеру майяского вождя, не лишне было бы провести сеанс утюга или паяльника в соответствующем месте; сторонникам электрического стула – клемму с электрошоком на тот самый атрибут. Для соблюдения диалектического равновесия …

   А река времени между тем неумолимо влечет челноки наших судеб к забрезжившему на горизонте хэппи-энду сего эпохального путешествия. Еще… еще… Эк Балам… Это уже, чтоб мало не показалось. Своего рода контрольный выстрел в переполненную увиденным башку. Здесь впервые нашим глазам представилась галерея натуральных скульптур. Неожиданный контраст с уже ставшими привычными плоскими барельефами. Как, собственно, и вся композиция торжественного портала в целом.  В антропологическом музее тоже есть статуи, статуэтки. Но в другом стиле. В другой манере исполнения. И самое существенное – с другим смысловым наполнением. Я сейчас говорю об экспонирующейся там статуе мужчины с эрегированным пенисом, с игривой деликатностью скрытым под коническим арлекинским колпаком с волнистым околышем, или стилизованным под этот предмет (см. фотоальбом), что столь разительно отличается от эллинистических подходов с их полнейшей непосредственностью и натурализмом. Очень красноречивая деталь, свидетельствующая об уровне как индивидуальной эстетики восприятия, так и о принципах общественной нравственности и морали. Ну, а здесь, в Эк Баламе,  не символика и не стилизация – тут фактура и колорит. Вот чем располагает Город Черного Ягуара, в свое время называвшийся Талоль… Яркая, самобытная, беспримерная культура. Мы грезим об инопланетянах, а они вот, рядом! Собственно, американцы и воплотили эту идею в своем "Аватаре". Разумеется, опошлив и перемаслив своей сексуальной озабоченностью, на которую они съезжают чем дальше, тем больше, из-за чего я их и не смотрю, а об аватаре сужу по фрагментам, которые лишь укрепили меня в моем правильном мнении...

Канкун это уже из другой оперы. Здесь тоже есть исторический центр в колониальном стиле, но сейчас это мощный отельный кластер (во чего я знаю!) на карибском побережье, где к услугам  отдыхающих все изыски, ухищрения и изощрения современной курортной индустрии. В имиджевом отношении на первом плане тема пиратской экзотики – Карибское море же, елы палы! – флибустьерские бригантины с лилипутскими пиратами и их сексапильными  подружками, шкилет, прикованный к двери ночного клуба... Наверное, и я нарушаю диалектическое равновесие – что-то уж слишком панегирически все выходит. По принципу либо хорошо, либо ничего. Может, для баланса годилось бы сыпануть немного перца чили за путаницу с отелями, за вечерние автоэкскурсии с затонированными стеклами вместо штор, превращающиеся в поиски черной кошки в темной комнате, за... но нечаянности преходящи, а Мексика такая чудная страна! И Аэромехико симпатична не менее КЛМ...

 Ну, вот. Свершилось. Состоялось.. Так о чем это я – ах, да!.. :)))

Фото: http://shutovia.at.ua/photo/moi_odissei/meksika/34

15.05.14



Источник:
Категория: ПУТЕВЫЕ ОЧЕРКИ | Добавил: shutovia (13.04.2014) | Автор: Шутов Игорь Акимович E W
Просмотров: 733 | Комментарии: 0 | Теги: Теночтитлан, пирамиды, майя, Мезоамерика, Ацтеки, теотиуакан, Мексика, усумасинта, Мехико, ольмеки | Рейтинг: /
Всего комментариев: 0

Имя *:
Код *:
КАТЕГОРИИ РАЗДЕЛА
СТИХОТВОРЕНИЯ [4]
Лирика любовная, философская, юмор, сатира, посвящения...
ДЕ ОРБИ, УРБИ, ПОПУЛИ... [16]
"Но как непросто - высказаться просто, И в простоте всю мудрость отразить" Авторская трактовка доктринальных вопросов общественного и мироустройства, популяризаторские работы на историческую тематику
ПУТЕВЫЕ ОЧЕРКИ [23]
Сборник путевых очерков с привнесенными моментами общественного звучания.
МУЗЫКАЛЬНЫЕ ВИДЕО [15]
Фрагменты различных музыкальных номеров, подвижные картинки.
МИР ВОСПОМИНАНИЙ [5]
Зарисовки, заметки... О юности, поэзии, поэтах
РЕКОРДСМЕНЫ ЖИВОЙ ПРИРОДЫ [5]
"Списки чудес" животного мира c описаниями свойств и особенностей включенных в них представителей, любопытные факты и сведения о них