Пятница, 27.06.2025, 20:18
Приветствую Вас Гость | RSS

 
И. А. ШУТОВ (ShutovIA)
Странствия, Стихи, Суждения, Резоны

Каталог статей

Главная » Статьи » » ПУТЕВЫЕ ОЧЕРКИ

Ровериада почти по Радищеву

Путешествие из ГородКа в городоК

    И повлекло меня туда, где шли весенние года, под сению каких кулис младые

дни мои неслись. Во град, чья гордая глава украшена эмблемой льва. Где всяческих красот не счесть, и это правда, а не лесть. Не будь Парижу то в укор, его известна слава, но львовских камениц декор мне более по нраву. Соборы дивно хороши, И с мыслью потаенной Заглядывают вглубь души Живые маскероны. Витражных окон пересвет, ажур барочных башен, и в честь Поэта монумент возвышенно-прекрасен…

   Ларцом волшебным среди всех величественных зданий стоит мой славный политех – дворец, и кладезь знаний. Черпали мудрость в стенах сих десятки поколений. И я средь них там суть постиг Бернулли уравнений.. Парит в лазурных небесах муз вещая триада; резвятся в сводов парусах сатиры и дриады.. Кто видел актовый наш зал, того не поразит Версаль. И будет этот луч светить ему на жизненном пути

   Так вот: мечтам преграды нет, когда в руках велосипед. Известный Вася то открыл, что весь район осеменил.. Итак, на велик, и вперед, пусть изумляется народ! На первый раз к вокзалу. И вот уж пестрая толпа взирает одичало, как режет мой мустанг перрон; как загружается в вагон.. Поплыли за окном поля, цветочные лужайки – кручу педали мыслей я на виртуальном байке.. Речушки, рощи, тополя; местечки, и вокзалы  – как будто снова все с нуля; как будто все сначала..

    N+1 часов жары, томленья, визга детворы, и вот уже другой перрон, дебаркадЕром осенен! Тут, в назидание потомкам, приладив к велику котомку  – зачем же на себе носить?  – айда по Львову колесить!. 100_3597 DSCF6439 Ль Но как все это описать? В поэме глав на двадцать пять? Ну, нет! Облом искать слова; от рифм уж пухнет голова. Нужны упорные труды для вскрыши груд словоруды. И, хоть приучен я к труду, но все же к прозе перейду.. (Оксане А* с улыбкой:)

   Итак, о путешествии из пункта К в пункт Л. Из местечка, пытливостью одного человека ставшего центром железной горячки, а железной волей другого превращенного в большой город – в город изначальный, княжеский; из города сталинского ампира – в город-энциклопедию архитектуры; из города ископаемых сокровищ – в город сокровищ художественно-исторических…

    Но это проза дифирамбическая. Прозаическая проза состоит в том, что историческая застройка, как здесь, так и там, находится в плачевном состоянии, и прогноз на его улучшение весьма сомнителен в силу как объективных, так и особенно субъективных обстоятельств. Объективные – товарищ время. Субъективные – ничегонеделание, если, и того хуже, не делание во вред. Лепные украшения недрогнувшей рукой сбиваются ради укрепления вывески или обшивки балкона, а уж о восстановлении, реставрации даже и упоминать неловко – обобьют, обрубят, что само не отвалилось, подштукатурят, подкрасят – вот и вся реставрация..

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     Барочный фронтон «при помощи молотка, зубила и какой-то матери» преображен в квазинеоклассический. Тимпан, прежде украшенный лепниной, зазиял, пардон за неологизм, торичеллиевой пустотой (фото из сети (furure_0103)

     Криворожский боз-ар. Для сравнения – Мазанчевская каменица 100_3691 DSCF8620 Ль На самом снимке показательно сравнение двух находящихся в кадре фронтонов. Где орнамент сохранился – его счастье; где поврежден – его проблемы...

   Вообще это имело место быть всегда и везде. Во Львове, Черновцах точно так же могут поступить с историческим декором европейского происхождения, разве что статус памятки в какой-то, более моральной, степени сдерживает подобный обиходный вандализм. Ну, и средства на поддержание и восстановление какие-никакие, а наверное, капают, а то и гранты по линии того же ЮНЕСКО.. Вот пример (фотоальб. «Львов, Черновцы», стр. 31, 100_3775 IMG_5287  Львов) – обветшавшие элементы декора вместо восстановления попросту убрали... Правда, произошло это ранее, что дает повод с торжеством валить все на грехи прежнего режима. Но например, в Милане пробили дверью Тайную Вечерю самого Леонардо да Винчи и произошло это еще в прежние века.. Ее же безобразно подмалевывали масляными красками наподобие гипсовых спортсменов над входом на стадион ЮГОКа, хотя последние от этой полихромии несомненно выиграли, чего не скажешь о шедевре Да Винчи. Коньюнктурное видение возобладало над видением историческим. И тут все дело в ментальном соотношении первого и второго.. Ну и – где взять такую уйму средств на реставрацию и поддержание в надлежащем состоянии? Как иронично шутят в одной трансильванской республике, всё, возведенное свергнутым диктатором, нынешней власти даже покрасить не под силу. Вырванная из контекста сентенция может произвести впечатление ностальгии по этому диктатору. Нет. Там была своя неприглядная подкладка. Целые исторические районы сносились в угоду амбициозным проектам, из-за воплощения которых страна погрязла в долговой кабале у добренького Запада, что и привело к известному результату. Нам в данном случае важна образность сравнения: средства нужны очень солидные, а наполняемость бюджета вовсе не та, какой она должна бы быть, если сравнить фактический, видимый невооруженным глазом, и декларируемый уровень обеспеченности обеспеченных слоев. При том, что видимое – это только надводная часть айсберга.. Красноречивый факт: лидер закавказской республики, сломавший – неслыханное дело! – хребет коррупции в стране, где она слыла генетически обусловленной частью менталитета, сломал зубы о коррупцию незалежную.. Где создание антикоррупционных структур это тоже часть коррупции..

     Здесь будет блог про Кривой Рог

    Или, скорее, краткий обзор в соответствии с обозначенной схемой

     Вот сталинский сецессион в ожидании лучших времен. Которые для него вряд ли наступят ввиду истечения амортизационного срока. Барельефы: рога Амалтеи, дары Помоны вперемешку с советской символикой

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                            *  *  *

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                                                                                                                                                                            Апофеоз изобильной символики в виде пары почти неповрежденных горельефных рогов на импозантном барочно-модерном фронтоне:

   

   Образец кирпичной архитектуры. Фрагменты:

   Тогда выпустить дом без декора было равносильно, что выпустить на улицу человека без одежды. Сейчас, правда, и в этом плане не все столь однозначно.. Общий вид:

   Во времена оны волком выгрызали попытки остеклить лоджии внутренних дворов. Сейчас и на красной линии кто во что горазд.

   Лермонтова 34. Одна из композиций с рогами изобилия на манер показанных выше? Простите нас, рога!..

      А здесь облупленная сталинка весьма элегантного силуэта с фасадом кто во что горазд на фоне кирпичного новостроя. Который тоже очень даже... Да, время лепного декора кануло в лету. Архитектура – визитная карточка эпохи. Тем актуальней задача сохранить для потомков доставшееся от отцов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    Фрагмент:

     Львовская застройка местами производит впечатление хаотичности, и тогда хочется сравнить его с сундуком, набитым антиквариатом, в то время, как город сталинской застройки – с комодом, уставленным пускай не исключительными раритетами, но вещицами не лишенными художественной ценности и образующими эстетичные композиции на основе правил симметрии. На самом же деле Львов полон великолепно увязанными архитектурными ансамблями. А львовские пассажи, словно порталы в сказочное зазеркалье, создают дополнительное урбанистическое измерение

 

 

     фрагменты украшений:

    Здание почтамта:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     Операционный зал:

    Лепные панно:

     Витражи (в пельменной были в такой же технике, но ярче, радостней, без «гражданственного пафоса». Зато эти содержательней – отражают исторические вехи):

     еще...

    Центральная часть фасада и образцы украшений не вошедшего в кадр эркера

     Здесь в обрамленный венком медальон прямо-таки просится маскерон вождя или хотя бы барельефный профиль. Очень бы завершил сюжет. Или там должно было быть чердачное окно?..

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     Вид снизу на оформление центральной части фасада:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Фрагменты декора:

 Дома зеркальные двойники боковыми портиками увенчанными вазонами образуют портал на перекрестную улицу: 

  На здании банка по Коперника 4 (альб. "Львов, Черновцы", стр12) мощные вазоны красуются на центральной части фасада (а не прячутся за углами, как съязвили бы не постигшие тонкости приведенного здесь замысла;))

Лепнина на силикатном кирпиче равно хороша:

     фрагмент:

     Школа Л. Сенчиной (?) Скульптурную группу в глубине двора см. ниже в комментариях ко львовскому альбому

     Музыкальная школа Ц. Г. р-на, ныне колледж:

    Прогулки вокруг школы №8 вызывают ностальгию по виденной в детстве картинке из отрывного календаря:

Все красиво на фасаде – дать здесь премию пора... Ну, а что творится сзади, полюбуйтесь со двора!

    Фрагменты декора:

    Остановка общ. тр-та сталинской постройки. Такие же были и на территории меткомбината

    Еще один дом-символ:

    Фрагменты:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Государственные символы великого прошлого на фронтоне КГРИ до поры избегают поругания:

 

 

 

 

 

 

 

    Наиболее, пожалуй, художественно значимая скульптурная композиция города, выдающаяся богатством фактуры, колоритом и выразительностью типажей - памятник преподавателям, сотрудникам и студентам института, не вернувшимся с фронтов ВОВ (ск. А. Ярошенко, констр. Б. Смыков): 

***

    Уцелевшие остатки былого скульптурного обилия:

     Скульптуры хороши, и в хорошей степени сохранности. Но там, где они находятся, к настоящему времени в силу объективных обстоятельств ослабело биение жизни. Их бы перенести в Ц. Г. парк – или на место некогда находившихся там львов (ведь львов никто никогда не восстановит, правда?), а лучше – ко входу, к первой колоннаде...

«Материнство» – одна из утраченных скульптур этого парка:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

               А это – единственная «сохранившаяся»:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

      И он доставал из широких штанин...

 Коллизия в том, что «прижизненное» ее изображение в сетевых источниках обнаружить не удалось. Т. е., де-юре она не просто утрачена, как предыдущая, о которой осталась документальная память – это просто вакуум, отсутствие предмета обсуждения. А де-факто – вот они, вполне конкретные, весомые, грубые, зримые материальные фрагменты! Совсем не грубые и весьма выразительные в художественном плане, хотя судить по ним о сюжетной направленности произведения сложно. Ввиду изложенного, задача восстановления этой скульптуры в максимально возможной степени, как единственной сохранившейся из былого парка статуй парка(!) Правды, представляется весьма актуальной. Во всяком случае, не менее актуальной, нежели устройство, в силу тренда (наподобие свор собачек с бирочками в ушах), музея-витрины над остатками фундамента Николаевской церкви, где и смотреть-то, если посмотреть правде в глаза, ровно не на что

       Прекрасное далеко

 

 

 

 

 

 

    Эта скульптурная группа расположена перед фасадом центра профобразования, что обеспечивает ей косметический уход. Вместе с тем в верхней части статуй образовались глубокие трещины, и если их не заделать герметиком, попадающая туда влага, особенно в сочетании с заморозками, быстро приведет к разрушению скульптур.

ДК металлургов украшают весьма редкие для обсуждаемого архитектурного стиля натюрвивные горельефы

            Вот они, соцреалистические Амур и Психея. Правда, это уже не резец уровня Шадра, а некий соцмодернизм с присущим ему схематизмом. Брюшной пресс явно срисован со школьного муляжа по анатомии. Помните – там еще были съемные секции кишечника.. Выпирающая коленная чашечка своей утрированной рельефностью как-бы компенсирует редукцию естественного выпирания в более подходящем для этого месте. Но в общем…

***

Самому длинному городу – самые большие цветочные часы. Глядя на которые вспоминается история Дениса Давыдова, купившего на кураже за сто тысяч дом богатый, а потом не знавшего, что с ним делать. Часы хромают на обе стрелки. Но еще идут...

***

       Памятник почте на одноименном проспекте не сбалансирован по пропорциям и невыразителен в деталях. Но его исправление возможно без каких-то непомерных усилий; главное, что для этого требуется, это добрая воля и осознание такой необходимости теми, от кого это зависит. Приплюснутая пирамидка заменяется обелиском (конусом, цилиндром с закругленным навершием) в два с лишним раза большей высоты (определяется по принципу золотого сечения), на котором на тонком шпиле размещена амальгамированная (сверкающая, «золотая») статуэтка взмывающего ввысь почтового голубя, ибо сейчас там некий почерневший бронзовый клубок. Слева то, что имеется; справа – что предлагается

     ***

    Лодочная станция в Ц. Г. парке – один из узнаваемых символов города

     Новая жизнь старой доброй классики

     Покровская церковь пос. Карнаватка, исторический вид (фото из сети), и новодельный макет 

    Балка Червоная (южная). Дикая красота урочища-каньона и победная (в буквальном смысле, от слова «беда») поступь цивилизации

     Фазан в Червоной балке (на стихийной свалке)

   Кваква на р. Саксагань в парке им. Ю. Гагарина                                                                                                                             Другие фото нашего городка:http://yadi.sk/a/pSvOsALs3VSi25

                                                 ***

                                  Местечки и вокзалы

     Станция им. Т. Г. Шевченко в городке Смела. Удостоилась нашего внимания благодаря интересному физиономическому барельефу, совершенно несвойственному для арсенала выразительных средств сталинской архитектуры. Кстати – почему она именная, почему не просто станция Смела? Она  как-то особенно связана с судьбой национального кумира? Да вроде нет. Она обязана, как и много чего другого, царскому министру путей сообщения А. А. Бобринскому (между прочим, внуку Екатерины ІІ), Бобринской и была названа. Но великое дело демонархизации истории властно требовало переименования, так в кого же еще? Прозорливое решение. Ведь назови ее, к примеру, им. Щорса, последующая декоммунизация опять поставила бы ребром этот вопрос. Правда, зато можно было бы увековечить (до следующего переименования), кого-нибудь из героев новой волны.. И среди них мовотворцев, до того основательно украинизировавших укр. мову, что великий Кобзарь только руками о полы ударил бы. Вот старое доброе «чекання» поступилось новодельной кальке с «москальского» «ожидания» – «очікування(чко)».. Ух, довгоочикувальные вы наши! Сделавшие соловьиную цапком-видбывайликом..Так что, поторопились?. Но к барельефам..

   Общий вид:

   Фрагмент центрального ризалита. Вверху герб города – смелая девушка

 Барельеф. Лик Гелиоса в обрамлении виноградных гроздьев и снопов пшеницы: 

  «И с мыслью потаенной заглядывают вглубь души живые маскероны».. Возможно, это Александр Великий в образе Гелиоса

Но до Смелой была знаменоносная (а какой же ей быть - название обязывает:) Знаменка. Вот она: Нарядненько. новенькие водосточные трубы - и шальные водопады по парадному фасаду. Забегая наперед - львовский синдром? А пока - казацкий герб в ореоле знамен и фрагменты других украшений:                         

 Казатинский вокзал. Яркая визитка своей эпохи с говорящими надписями

Аббревиатура «ЮЗ»; «ЗАЛЪ III КЛАССА». Скульптуры рабочего и колхозницы, добавленные в советское время, вписались как нельзя более органично

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рабочий при ближайшем рассмотрении оказывается тоже колхозником: полеводом, в то время, как его напарница – садоогородницей (или огородосадисткой?) И вот новация: казатинские товарищи явно вдохновились золотой статуей Туркменбаши. Или в подражание живым статуям, на которые как раз распространилось поветрие. На манер этих, украсивших праздник осени в нашем Городке

Вы только представьте: некий пассажир идет себе, ни о чем таком не думает, а они вдруг бац! – и ожили!.. Впору экипироваться памперсом.. Короче, на наш скромный взгляд, увлеклись товарищи. Подпали под тлетворное влияние. Но рвение в деле украшения вверенного объекта похвально, тем более, что его последствия поправимы.

 

Зал ожидания с люстрами богемского хрусталя и ресторанным прошлым

«ЗАЛЪ I и II КЛ»; « БУФЕТЪ»... Многих исторических личностей помнят эти залы и перроны – от царственных особ и генсеков до всемирно известных поэтов, посвятивших ему –  один так уж точно – вдохновенные строчки.. А еще этот вокзал некогда славился отменным борщом, наливаемым из большого котла прямо на перроне...

     «А поезд шел до станции Бердичев»))

Жмеринский вокзал. (фото в св. дост.). Воздвигнут явно на вырост, но по Нью-Васюковски у Жмериночки не сложилось, и пешеходный тоннель под путями с маячащими в его просвете силуэтами  разрозненных проходящих смотрится порталом в иные миры. Телепортированный в пункт К, он оказался бы весьма кстати! ;)

 

                                                  ***

И вот уже другой перрон – под дебаркадер входит он (комментарии к отдельным снимкам львовского альбома)

   Чудо-домик по коротюсенькой улочке Степана Руданського (стр. 57 Ф/альб "Львов, Черновцы") своим прелестным фейсом уткнулся прямо в зад ворки отеля «Жорж». Но выставил на пр. Шевченко броский угол, увенчанный барочным куполом – как потрепанный щеголь начищенный сапог. Сейчас этот угол закрыт лесами и реставрационными пелеринами. И потом, нам же вынь да положь центральную композицию. Она такова: якорь, у лап которого расположились два младенца (путти). Что-то масонское? Ниже – маскерон то-ли бармалейской рожи, то-ли дэва из восточной мифологии.  Прекрасные, но опечаленные женские лица, прям аж с мешками под глазами, всецело уповают на установленные леса. Какой будет степень реставрации, не сведется ли она к рассмотреному методу сбивания, заглаживания и закрашивания, покажет время ..И оно показало. Показалось, что перетемнили путиков. Погасла  прорисовка деталей, черты лиц, на фоне неба маячат лишь эстампные силуэты двух болванчиков (бовваніють!:)). 

   Свод главного нефа костела бернардинов (стр. 14, 15). Не побоюсь в очередной раз обнажить всю бездну моего профанства в области живописи, но свод сикстинской капеллы не вызвал замирания моего сердца. Этот вызывает. Да и в целом – пышность, блеск убранства, витражи.. Пускай новоделы, так что же – важно, чтоб было похоже..

  Костел иезуитов (стр. 22), ныне гарнизонный собор Петра и Павла, является подражанием римской церкви Иль Джезу. Костел весьма и весьма внушителен - самый вместительный собор города (10 тыс. душ) - но отсутствие броских элементов в его конструкции, как-то: шпили, башни, купола, скрадывает его величие. К тому же он развернут к горе передом, к пространству (пр. Свободы, стр. 30) задом – величественным, украшенным скульптурой барочным фасадом втыкается в узкую улочку Театральную. Никакой обзорности. Может, это символизирует скрытность ордена иезуитов? Или результат банальной, но фатальной геодезической промашки, как это произошло с хлебозаводом на Червоной в пункте К, до скончания времен испоганившей привокзальную площадь?. *)

Хлебозавод на Червоной. Вид с привокзальной площади. Полукруглый фасад, прямо-таки упрощенный силуэт одесского оперного, скрыт в глубине территории, а хоздвор с дымовой трубой пришлось отгородить от улицы глухим забором.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

         

 

 

 

 

 

 

 

 

Уж как там ни получилось, но маемо те, що маемо (один из двух системных маркеров эпохи первого президента незалежной; второй – кравчучка: два колеса и ручка)..

*) Не до скончания времен. Видимо, он будет снесен, и на его месте воздвигнут какую-нибудь торговую коробку типа АТБ, Сельпо, Варус и т. п. Вот бы поставить условие будущему застройщику: независимо от задуманного функционала воспроизвести фасадную часть здания в  проектной ориентировке.. Однако к собору. Он  располагает своим скелетом в шкафу – в его подземелье находится алебастровый саркофаг кардинала Выжицкого. Весь покрыт надписями и символикой, касаемой богатой истории рода Выжицких. Непонятки с тем, как его втащили в эту крипту, если исторические проходы в нее Уже самого гроба. И почему он, вообще говоря, никогда не вмещал останков кардинала.. То-есть, шкаф есть, скелета нет.. В общем, интересная историческая реликвия со своей долей мистики и загадочности. А еще окошко на фронтоне. Будто от часов с движущимися фигурками.. Не, но вы только представьте себе его смотрящим на проспект, с высящейся рядом стометровой звонницей! Увы, собор не развернешь. А если возвести дубликатный фасад по типу стоящего в Макао, и тоже собора Павла? Такие вот, на чей-то  взгляд химерические, идеи. Но может быть - как знать - они встретят своих Меценатов..

   Лев каменицы Вартановича (стр. 19), львовского армянина. В начале 70-х здесь открыли элитное, как бы сейчас сказали, кафе «під левом», где в качестве фирменного эксклюзива подавали гор’єчу чоколяду, а на закус студену гармоляду. На входе происходил следующий диалог:

  • Ганю, даш ми пляцка з бульбов, тай лижку зупи?
  • ЛишИсь тогО ровЕра!
  • А то виділа-с?
  • А шо то є?
  • БАтон на чотири вдАри!
  • О, то файно є! Заходи, рихтуй десєтку..

   Или это была Ватра... Если за давностью лет я что-то перепутал, пускай знатоки меня поправят.. И еще тамво була сина флєшка (не путать с флэшкой - синяя бутылка).. Лев достаточно атипичного, если вообще не нетрадиционного вида с торчащей из отверстой пасти виноградной гроздью, но впс, может, под воздействием зИмної вОди з синої флєшки, почудилось, что он изрыгает из пасти львенка наподобие цепочек в композициях Дали.. И мне неописуемо жаль расставаться со своим заблуждением.. Вот всмотритесь в изображение: может.. может... Нет, ни фига. Таки виноград. А жаль...

    Далее по армянской теме. Распятие армянского собора (стр. 25, 26) в эпоху тотального атеизма стояло на улице Краковской в виде алтаря-часовенки в нише за оградкой украшенное цветами и привлекало непраздное внимание. Астеничное воплощение страдания в противовес атлетичной трактовке на фасаде Эльжбеты. Сейчас, перемещенное в глубину двора, оно лишилось той магнетики. С внутренним убранством интрига. На снимках 10-го года оно совсем другое. Витраж в центре купола, агнцы по окружности... Прямь, совершенно другой купол, но он же там один!.. 

   О часовне Боимов (стр. 24) писано-переписано. Одно, еще дореволюционное, сочинение в манере П. Гнедича критикует ее за перегруженность эклектичным декором: мол, всего побольше. Доминирующее же мнение однозначно: уникальный памятник, жемчужина маньеризма. Собственно, это мавзолей, увенчанный в полном соответствии с классическим каноном скульптурной композицией, что дает нам повод снова указать на композиционную незавершенность, «лысину», мавзолея на Красной площади, усугубляемую тем, что по самому силуэту он пьедестал.. Но к Боймам. Лазоревый цвет потолка, олицетворяющего небесный свод, населенный небожителями, выглядывающими из каждого кессона, как из отдельной кельи – эффектная смысловая нагрузка на чисто конструктивные элементы по сравнению с тем же Пантеоном.. Многочисленные описания непременно укажут на оригинальность трактовки образа Христа. Чеканный слог латинского изречения, опоясывающего световой барабан, добавляет вящей сакральности. Хотя вообще из уст Иисуса звучали слова на другом языке. Может, логичней было бы использовать в богослужениях язык оригинала?.. Натуральный деревянный, самым немудрящим способом сработанный крест – неужели тот самый, первоначальный, четырехвековой? Камень, и тот не щадит время – резной фасад сохраняет высокую степень фотогеничности, но при ближайшем рассмотрении демонстрирует значительную степень эрозии. Увы.. А ответ на вопрос, где этот Боим взял такую пропасть денег, зашифрован в его фамилии: Баум – дерево. Выходец из Венгрии, он сколотил состояние (раскрутился, выражаясь современным языком) на торговле карпатским лесом..

   Еврейский – так политкорректно модифицировано его историческое название – госпиталь (шпиталь, стр. 55). Ныне роддом. Пологовый будынок. Ну, где располагаются для расположивания.. Опять эта тема. Но понимаете – это важно! Это касается каждого! – тысячу лет все говорили, как и говорят: роды, дом (дім), а потом вдруг оказалось, что мы – совсем не те, за кого себя выдавали, и разговаривали все это время не так, как надо было разговаривать. И гетьман у нас был Полуботок вместо Напiвботок.. А все потому – несвидомые мы, и это дело надо менять безотлагательно и в корне. Поэтому теперь и я не я, и хата, то-бишь, дом не дом, и роды не роды..  Кстати: а почему это Ивано-Франковск, и почему просто Кропивницкий? Даешь Марко-ко-Кропивниччину!.. Подзамче – Ппыдзамкове; Городоцкая – Городкивська.. Новой эуронации – новая мова; эуростандартная, без всяких там редукций, чередований, склонений.. русиззмов! Рава (Мокша) Украинська! Горы –Мохната, Жабья – Волохата и Жаб'яча!.. Соответственно: не выборы, а обырання (не путать с обиранием, активно проводящемся при любом итоге обырання)..  И почему это Украина СОборна, а не злучена.. гм, гм.. ну, или збирна, что ли.. Да.. Так вот, барочных фасадов во Львове множество, а вот изразцовый купол в мавританском стиле – один. И не только на весь Львов – таких по всей Европе раз-два и обчелся. Мавританские, то есть, еврейские, мотивы явственно прослеживаются в здании бани Мейзельса по Котлярской, 6, что не мешает ему гармонично вписать в свой облик вполне сецессионные балконы с присущей им затейливой ковкой и мечтательными кариатидами консолей, основательно подпорченными под видом обновления со стороны магазина секондхенд, изящно трансформировавшегося в евротренд. На Городецкой же 117 (стр 33) чудесный образчик все той же еврейской сецессии, официально названной смешанным неороманско-неомавританским стилем, с бесподобными барельефами семейки Адамсов, где все – биодетки, биоотец, и био мать  – все почему-то с копытцами, частью уже, увы, отвалившимися.. И уж коль разговор об этом стиле, хочется упомянуть и № 98 по И. Франко (стр 63) – превосходный образчик того же стиля, дом Берла Нойвонера. А этот вполне себе симпатичный новодельчик, подкупающе наивно, наподобие творений Приймаченчихи, тяготеющий все к тому же стилю, возвышающийся в Нашем Городке над горами хлама, окружающими сброс стока Червоной балки в Обводной канал, оказался мечетью

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

      Маскерон на Брюллова (стр. 61). Большой Сфинкс в царстве маскеронов. И весь дом – сецессионная игрушечка.. А улочка опять же, узкая..  Этому домику стоять бы на обзоре, в обрамлении какой-нибудь площади Сокало.. Но оказывается, он сооружен с назидательной целью – заглядывать через забор тюрьмы, напоминая сидельцам, каких благ они лишились.. Когда-то возле штаба ремонта ДЦ-1 – ну, где АБК ЦРМО-4 с бильярдным столом, на котором в ночную смену случалось и прикорнуть – висел плакат-планшет: прогульщик, помни! Совершая прогул, ты теряешь: ..и на удивление длинный перечень «утрат», начиная от очередности на жилье, и кончая уважением коллектива. Кой-кто все же высмотрел в этом обстоятельном перечне существеннейший пробел и дополнил внизу: - бабу. В данном же случае этот пункт с полным основанием поставили во главу угла.. А кстати: вахтовые бригады на капремонтах как правило состояли из 2-х чел. Часто это были он и она.. Так что в случае его прогула пункт срабатывал автоматически!. Мистика.. Но еще к сфинксу: вот так иногда лучше не докапываться до подноготной, которая заземляет романтический образ, созданный изображением и воображением. Подобно прослушиванию Битлов, ухватывая смысл с пятого на десятое.. Кто-то в сети поименовал его «Докора». Что это? Видимо, скалькировано с укоризны, как очікування с ожидания – доблестными мовотворцами, или самопально..

    Гвардейская, 6 (стр. 61). Дом Сливинского, получивший известность в качестве ставки Пилсудского. Неоготика, которая, на наш дилетантский взгляд, есть вид модерна. Примечательный объект, подробно изученный и описанный. Насчет описанности: эта Гвардейская в своем устье имеет с одной стороны трампарк, с другой – управление КГБ. Во времена оны в его дворе цвела магнолия, называемая студ. братьей кагеболией. Не был обойден вниманием и трампарк. Для общежитьевских студентов мужеска полу подработка была делом престижа. Шершавым языком плаката того времени делом чести, славы, доблести и геройства. И источником побочного дохода, что существенней. Овощная база, грузовая станция, автобусный завод.. И ходил такой анекдотец:

- Ты в курсе? На трампарке блатная работа! Два часа засчитываются за полную смену!

- А что надо делать?

- На точило писать..

     Кинотеатр «Дружба»  в парке Хмельницкого, который сейчас уже не Хмельницкого, а так, обче. Поначалу он сассоциировался с расположенным выше зеленым театром, где выступала Эдита Пьеха, которую мы смотрели с деревьев, откуда нас сгоняли опера в штатском, но в милицейских штанах. Спускали с небес на землю и в том, и в другом смысле. Да.. Скульптурную группу на фронтоне, олицетворявшую эту самую дружбу (стр. 62), постигла схожая участь – с фронтона она перекочевала на прыбудынкову территорию тэсэзеть. Слава богу, что не на свалку. При этом превосходно отреставрирована. Вдохновляющий пример для нашего городка, располагающего замечательной композицией «Пионеры», находящейся в бедственном и угрожаемом состоянии. Вот бы и ее так.  И водрузить вместо идеологически и эстетически нейтрального гномона в парке Гагарина. Да, сейчас не время. Но оно обязательно наступит. Не компартсовка – здравомыслия. Автоматически подразумевающего бережливое отношение к истории и прекрасному.. И тут впс прошибло дежавю. И полистал он старые страницы. И вот: http://1775.dp.ua/istoriya-ss/s-1960-po-1969-gody (картинка «На Червоной») Сравните, и почувствуйте ризнИцу. Со львовской троицей. Не правда ль, двойники? И разность не в поднятии руки. А что во Львове сохранили статуи, а здесь снесли еще в 60-х... На главной аллее парка, полого спускающейся к аркаде нижнего входа, с первым же снегопадом мальчишки накатывали обалденную ледовую – не дорожку, а дорожищу! – сковзанку, моментально стававшую магнитом для вечерних досугов молодежи, пока коммунальщики не засыпали ее песком с солью ввиду травмоопасности и во избежание несанкционированного проявления общественной активности. По ней спускались в одиночку и шумными паровозиками, причем многие завершали спуск на пятой точке, но это лишь добавляло веселья; тут же из общей массы выделялись виртуозы, выписывающие ногами всевозможные крендели и зигзаги..

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     ***

     Красота – страшная сила. Особенно, если звезданет по кумполу, свалившись с высоты этажа так третьего, если не выше.. Да хоть и со второго, мало все равно не покажется. Поэтому тротуар в верховьях улицы И. Франко (стр. 63, 64сплошь огражден сигнальной лентой. Поскольку красота на каждом доме, и эта красота в аварийном состоянии. Троице портретных маскеронов уже никогда не сообразить на троих – третий ушел, не попрощавшись.. Вот сюжетные, аллегорические сцены. Пчелки в окружении цветочных гирлянд.. Дама, восседающая среди романтической рощи то-ли пиний, то-ли эвкалиптов.. Всадник на коне могучей стати, лучше других характеризуемой немецким названием лошади, с глазами, глядя на которые становится ясно, что он уже получил свою каплю никотина.. О чем создатели сих изображений хотели поведать потомкам? Или, как уже было замечено, лучше не докапываться до подноготной – чтобы не приземлять смутные догадки, витающие в эфемеридах воображения. Пускай неясные мечтанья живее пробуждают в нас..

   Стрыйский парк (стр. 66). Архитектура здания кафедры физвоспитания львовской политехники с фасадом, украшенным восхитительными статуями муз, как-бы несколько неуместная при его нынешней специализации, объясняется тем, что изначально это был павильон искусств промышленной выставки конца ХІХ – нач ХІХ в, так называемых Восточных Торгов. Вся верхняя часть парка с детской железной дорогой включительно представляет из себя модификацию сооружений упомянутой выставки. Нынешняя торгово-промышленная палата, судя по содержанию великолепных барельефов, ее украшающих, разместилась в здании павильона сходного профиля Торгов. Крутая интрига таилась в украшении соседнего с ней павильона. Путти, обрамляющие серпасто-молоткастую эмблему коммунхоза УССР! Инфантильные рабочий и колхозница неглиже! Ай да сталинианс, ай да тот-то сын! И ведь смотрится! Почему же сей положительный опыт не получил распространения, оставшись в единственном экземпляре? Разгадка прозаична – изначально это был павильон Румынии. И вот ее-то герб и залепили эмблемой коммунхоза, убрав с доски внизу надпись «ROMANIA». И оставив путти. Что само по себе потрясает. Но видимо, это было сделано не от избытка толерантности, а просто прагматизм возобладал над идейностью – слишком много труда было сбивать и заделывать. Так или нет, но мы получили единственный в своем роде образчик симбиоза двух даже не школ – доктрин, мировоззрений. Генно-модифицированный архитектурный продукт. Не менее, если не более ценный, нежели исходный оригинал. Между тем, здание пребывает в запустении. Неровен час, возьмут и снесут к чертовой бабушке.. А что – с них станется.. Вот ресторан «Вежа», более памятный публике 70х, как пивбар "Пид вежею", снискавший у студенческой братии такую популярность, что его прозвали "Кафедра". Без уточнения специфики. Идет компашка - щеки румяные, глаза масленые.. Где были, где были - на кафедру ходили!:)  Так вот, над его входом красовалась рельефная композиция в виде двух прелестных пышечек-танцовщиц, которая, пмсм, вполне могла бы удостоиться аплодисментов Поля Гогена..

         Продолжение в оч. «ЛЬВОВИЯ»



Источник:
Категория: ПУТЕВЫЕ ОЧЕРКИ | Добавил: shutovia (27.06.2018) | Автор: Shutov I A E W
Просмотров: 613 | Комментарии: 0 | Теги: Кривой Рог, парковая скульптура, летчики, спортсменыи, архитектура, вокзалы, lwów, Жмеринка, Смела, Lvov, Горняки, сецессия, Казатин, сталинианс, пионеры | Рейтинг: /
Всего комментариев: 0

Имя *:
Код *:
КАТЕГОРИИ РАЗДЕЛА
СТИХОТВОРЕНИЯ [4]
Лирика любовная, философская, юмор, сатира, посвящения...
ДЕ ОРБИ, УРБИ, ПОПУЛИ... [16]
"Но как непросто - высказаться просто, И в простоте всю мудрость отразить" Авторская трактовка доктринальных вопросов общественного и мироустройства, популяризаторские работы на историческую тематику
ПУТЕВЫЕ ОЧЕРКИ [23]
Сборник путевых очерков с привнесенными моментами общественного звучания.
МУЗЫКАЛЬНЫЕ ВИДЕО [15]
Фрагменты различных музыкальных номеров, подвижные картинки.
МИР ВОСПОМИНАНИЙ [5]
Зарисовки, заметки... О юности, поэзии, поэтах
РЕКОРДСМЕНЫ ЖИВОЙ ПРИРОДЫ [5]
"Списки чудес" животного мира c описаниями свойств и особенностей включенных в них представителей, любопытные факты и сведения о них